Монархия
Монархический или самодержавный строй в Египте во времена первых двух династий обладал, по-видимому, всеми характерными чертами, которые отмечаются и для более поздних периодов истории этой страны. Монархия была абсолютной, а царь мыслился как воплощение бога, и хотя общество было расслоено на классы, но каст в их подлинном смысле не было, поскольку все были равны перед «богом благим», отождествляемым с Хором. Ко временам первых двух династий риторический вопрос и столь же риторический ответ верховного сановника Рехмире имеют такое же отношение и столь же справедливы, как и применительно к гораздо более поздним временам египетской истории, т. е. ко временам, наступившим через 1 700 лет после событий, описанных в I главе нашего исследования. Напомним читателю о том, что писал Рехмире: «Что такое царь Верхнего и Нижнего Египта? Он — бог, делами которого живет всякий; он — отец и мать людей всех, сам по себе, ибо нет равного ему».
|
Фараон в белой короне Юга и
красной короне Севера. Рис. М. Потапова |
Но все-таки египетская монархия была двуединой, поскольку сразу же после объединения Двух Земель индивидуальные особенности каждой из них — а это были все-таки государства, хоть и в составе единого целого — не только сохранялись, но были гораздо более заметны, чем в последующие времена. Применительно к описываемой эпохе можно, по-видимому, говорить о двух практически независимых друг от друга административных единицах — Севере и Юге, — объединяемых только властью единого царя. Даже тщательно разработанные церемонии венчания на царство, празднества «сед» или тридцатилетнего юбилея и, наконец, погребения царя должны были проводиться дважды, при этом использовались отличные один от другого атрибуты и разные архитектурные сооружения. Свой отпечаток на все это наносили различия в обычаях, присущих Верхнему и Нижнему Египту. Знаки или регалии царской власти в каждой из двух стран, — точнее, в каждой из «Обеих Земель», — с самого начала были непохожи друг на друга, и цари изображаются то в Белой короне (Хеджет), присущей царю Юга (Верхнего Египта), то в Красной короне (Дешерт), присущей царю Севера (Нижнего Египта). Но со временем, и довольно скоро, некий придворный оформитель изобрел «Двойную корону» (Сехемти1), скомбинировав обе эмблемы в одну. И с тех пор, помимо случаев, когда царь по каким-то причинам должен был подчеркнуть свою власть либо над Нижним либо над Верхним Египтом, он изображался в короне всего Египта.
На протяжении всей многовековой, даже многотысячелетней, истории Египта различия между этими двумя частями единого государства сохранялись, и в определенном смысле просуществовали до нынешних времен. Эти различия были отражены и в царской титулатуре, которая ясно показывает, насколько строго выдерживалась концепция двух отличных друг от друга народов, сплачиваемых единым монархом.
1 Буквально «Обе Власти, Обе Силы». — А. Ч. Титулатура царей Архаического периода заключала в себе три из пяти «великих имен», бывших в употреблении «в полном наборе» уже в более поздние времена. Первое «великое имя» — это имя царя по Хору, или «Хо-рово имя», которое выписывается внутри прямоугольной рамки, изображающей фасад «Великогс Дома» — царского дворца с уже знакомым нам «уступчатым пане-лированием». Этот фасад, а точнее — внешняя отделка стен, воспроизводился при строительстве надземных сооружений, входивших в комплекс царской усыпальницы, что было характерно для северных царских гробниц, которые строились в некрополе Саккара (см. рис. 69А). Прямоугольную раму, известную как «серех» (речь о которой шла выше), увенчивал сокол Хора, династическо-го бога всего Египта (он отождествлялся с солнечным богом, а также с сыном и мстителем за своего отца Осириса, олицетворяющего царскую власть на том свете). Таким образом, Хорово имя имело преимущество (на памятниках письменности и вообще на памятниках материальной культуры, в том числе и в надписях на погребальных сооружениях и на их утвари) перед всеми остальными царскими именами. Хорово имя является единственным средством идентификации предметов и строений, обнаруженных в Абидосе и в Саккара.
|
Рис. 69
«Три великих имени» |
Нельзя было найти более надежного указания на смену религиозной и политической ориентации нежели замену прежнего символа Хора на символ Сета поверх рамки, в которую было вписано имя царя Перибсена, четвертого царя Второй династии, ибо именно в этом, первом, царском имени царь отождествляет себя с божеством, которого он желает видеть во главе всего Египта. Вторым идет имя по Двум Владычицам, или имя по «небти». «Обе владычицы» представлены изображениями грифа и кобры. Гриф — это богиня Нехбет, владычица Верхнего Египта; кобра — богиня Уаджет, владычица Нижнего Египта (см. рис. 69В). Эти изначально разные титулы, сочетаясь при втором царском имени, символизируют, что царь воплощает в себе всю мощь двуединой монархии и осуществляет суверенитет над всей долиной Нила. Имя по «небти» восходит, по крайней мере, ко временам царя Хора-аха, т. е. к самому началу Первой династии. Третье имя, которое присваивает себе царь вместе со всеми верховными полномочиями, предваряется титулом «несу-бит» (см. рис. 69С). Оно означает: «Относящийся к Ситовнику и Пчеле». Точное значение этих двух символов до сих пор не вполне ясно, но ситовник — болотное растение камышового типа — совершенно однозначно представляет Верхний Египет, пчела же — Нижний Египет. Так что общий смысл сочетания обоих титулов угадывается без труда: (царь — это) тот, кому принадлежат символы Верхнего и Нижнего Египта. А поскольку символика священна и имеет прямое отношение к царской власти, то и получается смысл «Царь Верхнего и Нижнего Египта». За этим титулом следует еще одно имя собственное. Царское имя по ситовнику и пчеле первый раз появляется на предметах царя Удиму, но это не может служить строгим доказательством того, что данный титул появился именно при этом царе, а прежде он не употреблялся. Сам факт, что один и тот же царь уже во времена первых двух династий носил сразу до трех имен собственных, чрезвычайно затрудняет для нас отождествление той или иной личности с носителем того или иного имени. Происходит это по следующим причинам. Самое важное из имен — Хорово имя; оно значится на памятниках того или иного царствования, будь то черепок от кувшина или огромное сооружение. Но вот царские списки Восемнадцатой династии используют, точнее — учитывают не эти имена, а имена по Ситовнику и Пчеле, т. е. по «несу-бит». И наконец, чтобы у будущих исследователей ум окончательно зашел за разум, скрупулезный, но вместе с тем лапидарный позднеегипетский историк и одновременно жрец Манефон мало того что коверкает родные египетские имена на греческий лад, так еще и чередует, мягко говоря, «нерегулярно», царские имена по «несу-бит» с именами по «небти»! Ну а уж как постарались сохранить его труд потомки, мы говорили выше. Таким образом, если на каком-нибудь древнем предмете или строении встречается сочетание трех имен сразу: 1) имени по Хору, 2) имени по Обеим Владычицам = «небти», и 3) имени по Ситовнику и Пчеле = «несу-бит», — это можно считать фантастическим везением! Египетский царь почитался существом особого рода, и как живой Хор он был связующим звеном между богами и людьми. А будучи таковым, ему было просто непозволительно «выйти из строя» по причине возраста или из-за плохого здоровья. Поэтому не кажется странным предположение, что в до династические времена, как только царь выказывал признаки физической слабости, недомоганий или болезней, его тут же приканчивали свои же собственные придворные. Но так было в очень уж стародавние времена, и ко времени объединения Египта магические действа, осуществляемые жрецами, мало-помалу заменили этот древний варварский обычай, и теперь вместо насильственной замены одряхлевшего царя на молодого практиковались церемонии, носившие характер мистерий, целью которых было пробудить силы царя, оживить их, продлить его действенность и дееспособность. Вот для этого и был разработан сложнейший ритуал церемонии, ставшей чем-то вроде государственного праздника, под названием «сед». И хотя в исторические времена все эти торжества уже носили характер юбилея и подтверждения царских полномочий, включая право владения всем Египтом, это все-таки было нечто большее, чем просто мероприятие в память восшествия на престол того или иного властителя. В любом случае сохранялся элемент необходимости омоложения царя. Вспомним слова Рехмире: «Царь — бог, чьими деяниями жив каждый». Весь египетский народ был глубоко озабочен по случаю совершения этих важнейших ритуалов. Иногда празднование устраивалось по истечении тридцатилетнего срока правления, но если судить по данным Палермского камня, праздник «сед» устраивался некоторыми архаическими царями по нескольку раз, и с довольно краткими интервалами. Наши сведения об этой церемонии крайне скудны, но все-таки кое-что понять можно, и причем с достаточной точностью. Для того, чтобы устраивать такой праздник, надо было строить специальные сооружения, которые включали в свой состав тронный зал и зал для гардероба Его Величества. В гардеробе царь менял одежду и знаки власти в соответствии с двойным стандартом самого ритуала. А это было напрямую связано с тем, что царь был как бы един в двух лицах — он являлся царем Верхнего Египта, но в то же время царствовал и над Нижним Египтом. Поэтому каждую церемонию (каждый «выход») приходилось проводить как бы независимо от другой, точнее — «удваивать» по числу египетских царств. Но, пожалуй, самым важным моментом была церемония во Дворе Хеб-сед, по обеим сторонам которого рядами располагались часовни богов Верхнего и Нижнего Египта, причем были представлены боги каждого нома (провинции). Создается впечатление, что на открытом пространстве этого двора, которое оставалось незанятым и размещалось между двумя рядами упомянутых часовен или святилищ, царь, облачаясь поочередно в одежды и регалии Верхнего и Нижнего Египта, исполнял ритуальный бег по кругу, который так и назывался — «поле». Царь обегал границы «поля» четыре раза как правитель Юга, а затем еще четыре раза, но уже как правитель Севера. «Поле», вероятно, обозначало Египет, а ритуальный бег царя, вероятно, подтверждал его права на владение этой землей. Поскольку царь представлялся в народе как источник силы и плодовитости, его ритуальное действо делало землю плодородной и изобильной. На праздновании «сед» совершались и другие ритуальные действа: например, принесение клятвы на верность царю со стороны «Великих Верхнего и Нижнего Египта». Но в чем именно заключался акт обновления или омоложения царя, до сих пор остается загадкой. Равным образом загадочно и само название празднества — «Хеб-сед». Думается, однако, что дальнейшие исследования по этому важному вопросу когда-нибудь приведут к тому, что мы узнаем, в чем именно заключалась египетская концепция царской власти с точки зрения самих египтян.
Система управления
Как и сама монархия, так и властные структуры объединенной страны носили двуединый характер. Это видно хотя бы на примере того, что каждый из двух народов имел свой собственный административный центр; каждый центр имел, в свою очередь, свою канцелярию, т. е. бюрократическую систему управления, и сокровищницу, или казначейство, которое на Юге помещалось в «Белом доме», а на севере — в «Красном доме». В более поздние времена двуединый характер египетской высшей системы управления утратил ярко выраженные черты, но во времена двух первых династий египетская система управления существовала именно в таком виде. И хотя свидетельств крайне мало, все-таки достаточно очевидно, что в те времена было два верховных сановника: один распоряжался в Верхнем Египте, другой — в Нижнем. Очень похоже на то, что единственным связующим звеном или гарантом целостности страны был царь своей собственной персоной. Каждая из «двух земель», в свою очередь, делилась на «номы» — провинции, точнее — административные территориальные округа, которые представляли собой древние территориальные объединения по племенному принципу, восходящие к додинастическим временам. Правители этих областей, по логике вещей, первоначально были выходцами из семей древних племенных вождей. Вот они-то и были теми самыми «Великими», которые входили в совет царя. Из печатей на сосудах и из надписей на ярлыках мы знаем, что уже на заре египетской истории существовала весьма эффективная налоговая служба. Кроме нее, были органы, осуществлявшие централизованный контроль за водными ресурсами и ирригацией земель. Существовала и судебная система. Все вышеперечисленное указывает на то, что уже в эту раннюю эпоху административный аппарат был развит и действовал достаточно эффективно. Мы даже обнаружили титул «писец-секретчик» (или «писарь-таинник»), т. е. «писец тайн», что может означать, ни много ни мало необходимость в службе государственной безопасности — совсем как в наши времена.
Классы общества
Благодаря проведенным раскопкам, мы можем с абсолютной уверенностью констатировать, что египетское общество уже в эпоху первых двух династий было расслоено на три ярко выраженных социальных класса. Эти классы таковы: благородное сословие, чиновники и ремесленники, и, наконец, крестьянство. Материалы раскопок красноречиво свидетельствуют о наличии этих трех основных групп населения. Местом, содержащим наиболее богатый и ценный археологический материал, являются окрестности древнего Мемфиса, который по-египетски именовался «Белая Стена». Здесь находилась столица, которой правил упомянутый Менее — то ли легендарная, то ли историческая личность, см. выше. Неподалеку от этого города, в местности Саккара воздвигнуты гробницы царей, членов царской семьи и высшей знати. Они наполнены самой разнообразной утварью и обустроены со всеми удобствами, необходимыми для того, чтобы высококультурные и привыкшие к роскоши люди могли вести привычный образ жизни и в потустороннем мире. На другом берегу реки, возле Хелуана, расположены гробницы менее знатных людей и чиновников, сходные по устройству и оформлению. И хотя они намного меньше по размерам и содержат менее ценную утварь, они тоже указывают на высокий уровень жизни погребенных там людей. Класс ремесленников до сих пор представлен только могилами слуг, которых захоронили подле их хозяев, окружив их могилами гробницы царей и крупных вельмож. Эти могильные сооружения представляют собой миниатюрные копии роскошных усыпальниц владык. Тела этих несчастных, бережно уложенные в деревянные гробы, были обставлены едой и питьем, но что для нас ценнее всего — инструментами и оборудованием, необходимым им для продолжения своей деятельности на том свете, т. е. для занятий самыми разнообразными ремеслами. Правители Земли Египетской и их непосредственное окружение — наследники и люди рангом пониже, составлявшие отдельное сословие, которое управляло народными массами, — были выходцами из династической расы. Сами же народные массы по своему основному антропологическому типу относились к иной расе, являясь потомками тех, кто искони жил в долине Нила до прихода туда расы господ. Могилы этих простых людей разбросаны по всему Египту, археологический материал по ним достаточен для того, чтобы с уверенностью констатировать, что захоронения простолюдинов раннединастической эпохи мало чем отличались от захоронений додинастической эпохи, являя как бы их естественное развитие. За исключением разве что больших могил деревенских старост, могилы этих людей представляли собой захоронения в неглубоких ямах с круглой надземной надстройкой, утвари в них было довольно мало, и она была скудна. Если утварь из погребения простолюдина сравнить с тем, что обнаружено в могилах царей, знати и даже убитых слуг и ремесленников, то очевидно, что владельцами таких могил могли быть люди, сравнимые по своему социальному положению либо с рабами, либо с крепостными. Но уже к концу Второй династия результаты расового смешения становятся заметны, и у нас имеется достаточно свидетельств тому, что нижние слои египетского населения во многих районах страны начали перенимать похоронные обряды своих господ, — факт, который со всей очевидностью нашел свое отражение и в повседневной жизни простого египтянина. Несмотря на то, что письменные свидетельства той поры до сих пор слишком скудны, чтоб можно было произвести хоть какой-нибудь более или менее удовлетворительный анализ общественного строя того времени, в общем и целом можно прийти к выводу, что по своему характеру этот строй был близок к феодальному: местное население было весьма значительным и несло тяготы подстать феодальным повинностям, обслуживая благородное сословие из представителей расы господ-завоевателей, носителей более высокой культуры. Массы зависимого населения, по всей видимости, использовались в сельском хозяйстве, но часть из них работала в шахтах и каменоломнях, строила сеть ирригационных сооружений, служила в войске и работала на строительстве храмов, дворцов и гробниц. Постепенно они вошли в более тесный контакт со своими завоевателями. Этому очень способствовал рост численности класса ремесленников, который к концу Архаического периода, по-видимому, и привел к смешению рас. Именно этот класс в более поздние времена развился в превалирующий средний класс — важную и могучую опору фараоновской власти в Египте. У. Эмери «Архаический Египет». — СПб.: ИТД «Летний Сад». 2001. — с 113-125