Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

Мудрость Древнего Египта

 

Исповедь отрицания на загробном суде. 125 глава «Книги мёртвых»

Перевод М. А. Коростовцева

А) Первая оправдательная речь умершего
Я не чинил зла людям.
Я не нанёс ущерба скоту.
Я не совершил греха в месте Истины. <…>
Я не творил дурного. <…>
Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
Я не кощунствовал.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не угнетал раба пред лицом его господина.
Я не был причиною недуга.
Я не был причиною слёз.
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
Я никому не причинял страданий.
Я не истощал припасы в храмах.
Я не портил хлебы богов.
Я не присваивал хлебы умерших.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не сквернословил.
Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.
Я не убавлял от аруры (мера длины).
Я не обманывал и на пол-аруры.
Я не давил на гирю.
Я не плутовал с отвесом.
Я не отнимал молока от уст детей.
Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
Я не ловил в силки птицу богов.
Я не ловил рыбу богов в прудах её.
Я не останавливал воду в пору её.
Я не преграждал путь бегущей воде.
Я не гасил жертвенного огня в час его.
Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
Я не распугивал стада в имениях бога.
Я не чинил препятствий богу в его выходе.
Я чист, я чист, я чист, я чист!

Чистота моя — чистота великого Бену в Ненинисут, ибо я нос Вла­дыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты Ока Хора (Луны) <…> во второй месяц Всходов, в день последний -в присутствии Владыки этой земли (Ра).Да, я зрел полноту Ока Хора (Луны) в Гелиополе! Не случится со мной ничего дурного в этой стране, в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребываю­щих в нём, «шутников великого бога (Осириса).

Б) Вторая оправдательная речь умершего
1.  О Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!
2.  О Хепет-седежет, являющийся в Хер-аха, я не крал!
3.  О Денджи, являющийся в Гермополе, я не завидовал!
4.  О Акшут, являющийся в Керерт, я не грабил!
5.  О Нехехау, являющийся в Ро-Сетау, я не убивал!
6.  О Руги, являющийся на небе, я не убавлял от меры веса!
7.  О Ирти-ем-дес, являющийся в Летополе, я не лицемерил!
8.  О Неби, являющийся задом, я не святотатствовал!
9.  О Сед-кесу, являющийся в Ненинисут, я не лгал!
10. О Уди-Несер, являющийся в Мемфисе, я не крал съестного!
11. О Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!
12. О Хеджи-ибеху, являющийся в Фаюме, я ничего не нарушил!
13. О Унем-сенф, являющийся у жертвенного алтаря, я не резал коров и быков, принадлежащих богам!
14. О Унем-бесеку, являющийся в подворье тридцати, я не захва­тывал хлеб в колосьях!
15. О Владыка Истины, являющийся в Маати, я не отбирал печё­ный хлеб!
16. О Тенми, являющийся в Бубастисе, я не подслушивал!
17. О Аади, являющийся в Гелиополе, я не пустословил!
18. О Джуджу, являющийся в Анеджи, я не ссорился из-за иму­щества!
19. О Уамти, являющийся в месте суда, я не совершал прелюбо­деяния!
20. О Манитеф, являющийся в храме Мина, я не совершал непри­стойного
21. О Хериуру, являющийся в Имад, я не угрожал!
22. О Хеми, являющийся в Туи, я ничего не нарушил!
23. О Шед-Херу, являющийся в Урит, я не гневался!
24.  О Нехен, являющийся в Хеха-Джи, я не был глух к правой речи!
25. О Сер-Херу, являющийся в Унси, я не был несносен!
26. О Басти, являющийся в Шетит, я не подавал знаков в суде!
27. О Херефхаеф, являющийся в Тепхет-Джат, я не мужеложе-ствовал!
28. О Та-Ред, являющийся на заре! Не скрывает ничего мое сердце!
29. О Кенемтче, являющийся во мраке, я не оскорблял другого!
30. О Ихетенеф, являющийся в Саисе, я не был груб с другим!
31. О Неб-Херу, являющийся в Неджефет, я не был тороплив в сердце моём!
32. О Серехи, являющийся в Удженет, я не нарушил <…>
33. О Неб-Аци, являющийся в Сиуте, я не был болтлив!
34. О Нефертум, являющийся в Мемфисе, нет на мне пятна, я не делал худого!
35. О Тем-Сен, являющийся в Бусирисе, я не оскорблял фараона!
36. О Иремибеф, являющийся в Чебу, я не плавал в воде!
37. О Хеи, являющийся в Куне, я не шумел!
38. О Уджи-рехит, являющийся в подворье, я не кощунствовал!
39. О Нехеб-Неферт, являющийся в Нефер, я не надменничал!
40. О Нехебкау, являющийся в городе, я не отличал себя от дру­гого!
41. О Джесертеп, являющийся в пещере <…>
42. О Инаеф, являющийся в Югерт, я не оклеветал бога в городе своём!

Указания фараона визирю (Среднее царство)

Перевод Б.А. Тураева

«Имей надзор над присут­ственным местом визиря, будь бдителен ко всему, там происходит; от этого зависит порядок во всей стране. Должность визиря не из приятных. Она — горь­ка с самого начала. Она — медь, окружающая золото для дома своего господина. Она требует не обращать внимания ни на князей, ни на сановников, не позволяет делать рабов из каких-либо людей, старается для него, а не для другого.

Когда явится проситель из Верхнего или Нижнего Египта, вообще из всей земли, позаботься, чтобы во всем былопоступлено согласно закону. Чтобы все было сде­лано, как следует, и (всякому) была оказана справедли­вость. Ведь князь у всех на виду — вода и ветер разгла­шают все, что он делает. Ведь никогда не остается не­известным, что он сделал.

Разбирая дело (просителя), он не должен полагаться на слова подчиненного, а дол­жен знать на основании собственного суждения и ска­зать в присутствии подчиненного: «Мне незачем здесь иметь голос — я отошлю просителя с его делом к дру­гому сановнику или князю». Для князя наиболее безо­пасно действовать по предписанию, делая то, что ска­зано. Проситель после решения не должен говорить: «Мне не оказано справедливости».

«…(Остерегайся) того, что говорится про визиря Ахтоя». (А говорится следующее: «Он притеснял своих родных в пользу чужих из боязни, что о нем скажут, буд­то он несправедливо пристрастен к своим. Если кто-либо из них жаловался на приговор, который он имел в виду исполнить, он все-таки упорствовал в своем утес­нении. Но это уже сверхправосудие»).

«Не забывай решать справедливо. Богу ненавистно лицеприятие. Это — уче­ние. Поступай так. Относись к знакомому так же, как и к незнакомому, к тому, кто близок к царю, так же, как и к тому, кто далек от его дома. Князь, который так по­ступает, будет прочен на своем месте. Не удаляй про­сителя, не выслушав. Если имеется проситель, желаю­щий обратиться к тебе с просьбой, но он не тот, за кого себя выдает, то ты откажи ему, объяснив причину от­каза. Ведь говорят: «Просителю приятнее внимание к его словам, чем исполнение того, из-за чего он пришел».

Не приходи в ярость против кого-либо без основания. Будь гневен только ради того, что вызывает (справедливый) гнев.Окружи себя страхом, чтобы тебя боялись; князь — это князь, которого боятся, но уважение к князю бывает, если он творит правду. Если же кто-либо слишком часто действует страхом, то во мнении людей он не совсем прав, и они не скажут о нем: «Это — человек». Если князь пользуется уваже­нием, страх повергает перед ним лжеца, но уважение ты приобретешь лишь тогда, если будешь отправлять свою должность, творя правду. От поведения визиря ожидают, чтобы он творил правду — ведь это настоящий закон со времен бога. Ведь как называют великого секретаря визиря? Его называ­ют «писец правосудия». Зала, в которой ты судишь, зак­лючает в себе судебную палату для объявления приго­воров, и тот, кто должен творить правду перед всеми людьми, Человек, отправляющий должность, обыкновенно действует согласно данному ему (указанию).

Блажен человек, действующий согласно сказанному ему. Никогда не делай затяжек в правосудии, закон которого тебе известен. Дерзкому свойственно то, что царь любит больше опасливого, чем дерзкого. Итак, поступай согласно этим данным тебе (указа­ниям) — ведь таким путем можно достигнуть счас­тья, и обрати внимание на участки земли, приводя их в порядок… Вот указание, тем данное».

Поучения Птахотепа. С. 95-96 Ученостью зря не кичись!
Не считай, что один ты всеведущ!
Не только у мудрых -
И неискушенных совета ищи.
Искусство не знает предела.
Разве может художник достигнуть вершин мастерства?
Как изумруд, скрыто под спудом разумное слово,
Находишь его между тем у рабыни, что мелет зерно.

Если дружбой дорожишь
Ты в дому, куда вступаешь
Как почетный гость иль брат, -
Обходи с опаской женщин!
Не к добру сближенье с ними,
Раскусить их мудрено.
Тьмы людей пренебрегли
Ради них своею пользой.
Женских тел фаянс прохладный ослепляет, обольщает.
Чтобы тотчас превратиться в пламенеющий сардоникс.
Обладанье ими — краткий сон,
Постиженье их — подобно смерти!

Если ты склонен к добру, заведи себе дом.
Как подобает, его госпожу возлюби.
Чрево ее насыщай, одевай ее тело,
Кожу ее умащай благовонным бальзамом,
Сердце ее услаждай, поколе ты жив!
Она — превосходная пашня для своего господина.

 

Из поучений гераклеопольского царя сыну своему Мерикара. (III тысячелетие до н.э.)

Следуй отцам твоим, предкам твоим.
Создается мудрость знанием.
Смотри слова их остаются записанными.
Разворачивай свитки твои, следуй премудрости;
тот, кто обучается, станет искусным…
Хорошо творить для будущего…
Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели…
Проходит жизнь на земле не долга она.
Процветает тот, кто оставляет о себе память..,
Праведный живет вечно, избегает смерти
тот, кто идет вместе с Осирисом, подобно свободному…
Справедливость владыки — это праведность сердца.
Твори истину, и ты будешь жить долго на земле.
Сделай, чтоб умолк плачущий, не притесняй вдову,
не прогоняй человека из-за имущества его отца.
Не вреди вельможам из-за их мест.
Остерегайся наказывать несправедливо.
Не убивай, нехорошо это для тебя…
Остаются дела после смерти [человека],
Кладут их в кучу рядом с ним.
Вечность — это пребывание там.
Глуп тот, кто пренебрегает этим.
Но тот, кто достиг этого не делая греха, будет подобен богу
свободно шагающему, как владыка вечности…
Не делай различия между сыном (знатного) человека и
простолюдина. Приближай к себе человека за дела его,
и да будут творимы все ремесла…
Укрепляй жертвенники, почитай бога. Не говори, что это
слабость, не распускай рук, будь в радости…
Не порть памятников, чтобы их восстанавливал другой,
который придет после… Не строй гробницу,
разрушая сделанное, чтобы соорудить свою.
Смотри — вот царь, владыка радости, будь кротким,
и ты будешь спокоен в своем могуществе…
Заботься о людях, пастве бога…
Сотворил он для них небо и землю по их желанию,
уничтожил он мрак вод, создал он для них воздух…
Это подобия его, которые вышли из его тела.
Он сотворил свет по их желанию
и объезжает на ладье небо, чтобы видеть их.
Воздвиг он для себя святилище позади них
и слышит, когда они плачут.
Он создал для них владыку, как опору,
чтобы поддержать спину слабого…
Не причиняй страданий.
Уста мои, дают они законы для царя.
Открой лицо свое, чтобы ты возвысился как человек.

 

Романтика Древнего Египта

 

Перевод А. Ахматовой и В. Потаповой

Сила Любви

 

Любовь к тебе вошла мне в плоть и в кровь

И с ними, как вино с водой, смешалась,

Как с пряною приправой — померанец

Иль с молоком — душистый мед.

О, поспеши к Сестре (прим. в данном случае уважительное обращение) своей,

Как на ристалище — летящий конь,

Как бык,

Стремглав бегущий к яслям.

Твоя любовь — небесный дар,

Огонь, воспламеняющий солому,

Добычу бьющий с лету ловчий сокол.

2

Меня смущает прелесть водоема.

Как лотос нераскрывшийся, уста

Сестры моей, а груди — померанцы.

Нет сил разжать объятья этих рук.

Её точеный лоб меня пленил,

Подобно западне из кипариса.

Приманкой были кудри,

И я, как дикий гусь, попал в ловушку.

3

Твоей любви отвергнуть я не в силах.

Будь верен упоенью своему!

Не отступлюсь от милого, хоть бейте!

Хоть продержите целый день в болоте!

Хоть в Сирию меня плетьми гоните,

Хоть в Нубию — дубьем,

Хоть пальмовыми розгами — в пустыню

Иль тумаками — к устью Нила.

На увещанья ваши не поддамся.

Я не хочу противиться любви.

4

Согласно плещут весла нашей барки.

По Нилу вниз плыву с вязанкой тростника.

В Мемфис хочу поспеть и богу Пта взмолитья-

Любимую дай мне сегодня ночью!

Река — вино!

Бог Пта — ее тростник,

Растений водяных листы — богиня Сохмет,

Бутоны их — богиня Парит, бог Нефертум — цветы

Блистая красотой, ликует Золотая

И на земле светло. Вдали Мемфис,

Как чаша с померанцами, поставлен

Рукою бога.

5

Вот загородный дом Сестры моей.

Распахнута двустворчатая дверь,

Откинута щеколда.

Любимая разгневана донельзя.

Взяла бы хоть в привратники меня!

Ее бы выводил я из терпенья,

Чтоб чаще слышать этот голос гневный,

Робея, как мальчишка, перед ней.

6

Пройдя Канал Владыки по теченью,

Свернула я в другой, носящий имя Ра,

Чтоб вовремя поспеть к разбивке

Шатров, когда канал Мертиу

Свое откроет устье.

Плыву — не опоздать бы мне на праздник!

А сердцем порываюсь к богу Ра

Пускай поможет мне увидеть Брата (прим. в данном случае уважительное обращение) ,

И направится он в храм Владыки.

Канала устье нам двоим предстало.

Моё унес ты сердце в Гелиополь,

И я ушла с тобой к деревьям рощи,

Всевышнему владыке посвященной.

С деревьев Солнечного бога

Срываю ветвь—себе на опахало.

Лицом я обернулась к роще и в сторону святилища гляжу.

Отяжелив густым бальзамом кудри,

Наполнив руки ветками персеи,

Себе кажусь владычицей Египта,

Когда сжимаешь ты меня в объятьях.

Начало прекрасных и радостных песен сестры, когда она возвращается с луга

 

Брат мой!

Желанья твои

Предугаданы мной.

Забота у сердца одна:

Чтоб милый меня возлюбил.

Я вышла на промысел птичий.

В руке у меня западня,

В другой — птицеловная сеть

И острого дротика древко.

Из Пунта в Египет летят

Пернатые, чье оперенье

Пропитано миррой. В приманку

Впивается первая птица.

Душистыми смолами Пунта

Наполнены когти у ней.

На волю отпустим ее,

Чтоб остаться вдвоем!

Прощальный услышал ты крик

Прекрасной моей, умащенной бальзамом,

Когда я силки расставляла,

И были мы вместе.

Несказанная радость —

К любимому выйти на луг!

2

Дикий гусь кричит

Жалобно в силках.

Бьюсь в плену любовном,

Словно в западне.

Дичи не поймав,

Как я без добычи

К матери вернусь?

Что отвечу ей?

Я сетей не ставила сегодня:

Я сама в сетях его любви.

3

Дикий гусь кружит

И ныряет в заводь.

Вьется птичья стая. Что мне до нее,

Если я поглощена любовью?

В одиночестве — и то

Не нарадуюсь любви!

Сердце у меня в ладу с твоим.

Красота моя с твоей поспорит.

От милого я вышла,

И сердце замирает

При мысли о его любви.

И яства сладкие —

Мне соли солоней,

И вина сладкие —

Гусиной желчи горше.

Лишь поцелуй его

Живителен для сердца.

Что я нашла, Амон,

Мне сохрани навеки!

4

Как бы я желала, мой прекрасный,

Стать твоей заботливой хозяйкой,

Чтоб рука моя в руке твоей лежала,

Чтоб любовь моя была тебе отрадой.

К сердцу своему — в твоей груди! —

Я взмолилась: «Дай сегодня ночью

Мне в мужья того, кого люблю!

Без него — что ложе, что гробница».

Ты — само здоровье, жизнь сама!

Ты живешь — о, счастье!

Ты здоров — о, радость

Для души, стремящейся к тебе!

 

002

Популярные