После XII династии Манефон говорит о триста шестьдесят одном царе двух следующих династий (Фиванской и из Ксоиса в Дельте), продолжительность которых в различных эксцерптах передана различно — от 637 до 937 лет. В Туринском папирусе сохранилось в соответствующем месте более восьмидесяти царствований. Кроме того, скарабеи и другие современные памятники дали еще около двадцати пяти имен, может быть, соответствующих потерянным в Туринском папирусе. Между тем, добытые астрономическим путем даты оставляют для времени между 7-м годом Сенусерта III (околоXIX в.) и началомXVIII династии (около 1590 г. до н.э.) всего не более трех столетий. Выйти из этого затруднения, отступив для первой даты на один период Сириуса выше и таким образом увеличив промежуток между датами на 1460 лет, невозможно, так как от такого огромного периода должно было бы остаться несравненно больше памятников, да и сам характер культуры должен был бы за время почти в два тысячелетия измениться гораздо больше. Между тем, у нас от этого времени ничтожные остатки, и первые памятники Нового царства по характеру непосредственно примыкают к последним памятникам XII династии. Если мы всмотримся в Туринский список, то прежде всего заметим, что у его составителя было стремление заносить все имена, которые за это время попали в царские анналы. Годы царствований, где они сохранились, не превышают тринадцати лет, и для тридцати четырех царей с сохранившимися датами — около ста лет. Далее — не менее чем в пяти местах список прерывается обычным указанием на начало нового царского рода. Часто цари носят совсем не Царские имена; один раз вместо имени царя стоит Нехси, т. е. «негр» (имя нередкое, во всяком случае, не обозначение национальности) и указывается, что он царствовал всего три дня; другой раз — Мер-Меша, «командир солдат». Многие цари не успели себе составить тронного имени, некоторые называют своих родителей «отцом бога и матерью царя», но не царями. Очевидно, государство переживало упадок центральной власти и бывало свидетелем узурпации и революций. Возможно, что огромное число фараонов объясняется тем, что одновременно появились самостоятельные претенденты в различных областях. Первые цари по своим именам примыкают к XII династии и владеют всем Египтом.
Название «гиксосы» — греческая модификация древнеегипетского «хеку-шасу» («князья шасу») — имени вождей племенного союза, образовавшегося в Передней Азии в XVII в. до н. э.
Здесь еще несколько царей с именами Аменемхет или с обычными при XII династии тронными именами Схотепибра, Ниматра. Последнее имя принял, например, фараон, носивший странное имя Xинджер; визирь его Аменисенеб, засвидетельствованный в одной находящейся в Эрмитаже надписи, оставил в Абидосе текст, рассказывающий о данном ему царем поручении ревизовать храм и наблюдать за ним. Потом идет ряд Себекхотепов, оставивших кое-какие памятники. Имена их указывают на связь с Файюмом и его богом Себеком. Этот ряд также не сплошной. Так, например, сын простолюдина — Неферхотеп — сел на престол после Себекхотепа II и оставил по себе многочисленные следы на юге Египта и в Нубии.
От второго преемника его, Себекхотепа IV, до нас дошло несколько статуй из Дельты. Одна из них найдена на острове Арко, южнее третьего порога Нила, вероятно, перенесенная туда из Северной Нубии.
После него опять наступило время ослабления, может быть, распада и упадка; начиная с Себекхотепа, у нас нет никаких сведений о следующих царях XIII династии, зато Манефон (у Иосифа Флавия) сообщает нам следующее:
«Неизвестно, за что прогневался на нас Бог: явились с востока неожиданно люди неизвестного (может быть, низкого) происхождения. Дерзко пойти они против нашей страны и легко покорили ее без битвы. Одолев князей страны, они беспощадно сожгли города и разрушили храмы. Со всеми туземцами они обращались крайне неприязненно: одних убивали, других с женами и детьми обращали в рабство. Наконец, одного из своей среды они сделали царем; он назывался Салитис. Он прибыл в Мемфис, наложил подати на Верхнюю и Нижнюю страны и поместил гарнизоны в наиболее удобных местах. Более всего он укрепил восточную границу, ибо боялся нападения могущественных тогда ассирийцев. Найдя в Сефроитском номе, к востоку от Бубас-тидского русла Нила, удобно расположенный город Ава-рис, получивший это название от древнего мифа, он населил его и сильно укрепил и поместил там гарнизон из двухсот сорока тысяч тяжеловооруженных. Сюда приходил он летом, частью — чтобы раздавать хлеб и жалованье, частью — чтобы упражнять войска для отражения внешних опасностей. Он царствовал девятнадцать лет и умер; после него сидел другой царь Бнон сорок четыре года, за ним Апахнан — тридцать шесть лет, потом Апофис — шестьдесят один год, Манн — пятьдесят лет, потом Ассис — сорок девять лет. Это были их первые правители, которые постоянно воевали и стремились всячески искоренить Египет. Весь народ их называл ncswV, что значит «цари-пастухи»; ведь nc иероглифически значит «царь», a swV «пастух» и «пастухи» на народном языке; сложенное дает ncswV. Некоторые говорят, будто они были арабы. В другой рукописи словом nc называются не цари, а наоборот — пленные, пастухи — ведь по-египетски nc и ac с придыханием значит «пленные». Это мне кажется более вероятным и более согласным с древней историей».
Далее говорится об изгнании их, а в эксцерптах Африкана его данные приводятся в такой форме: «15-я династия пастухов. Они были финикийцы, иноземные цари, взявшие Мемфис и основавшие город в Сефроитском номе, опираясь на который, владели египтянами». Дальше идет перечень уже известных нам шести царей, имена которых приводятся в несколько иной форме, а даты — те же. Этот эксцерпт идет, конечно, из того же источника, что и Иосифов, но еврейский историк привел его полностью, желая, как мы увидим ниже, привести его в связь с еврейским исходом.
Это повествование, столь непохожее по стилю на сухой перечень царей и династий Манефона, до сих пор остается единственным связным повествованием о разгроме египетского Среднего царства так называемыми гиксосами. Сам Манефон называет их пришедшим с востока народом «невидного происхождения». Мнение, будто они арабы или финикийцы, — домыслы географов птолемеевского времени, а может быть, более поздних, для которых Восток был населен семитами — арабами или хананейцами; может быть, здесь играло роль и созвучие: египетское Фенеху означало в близкое к изгнанию гиксосов время азиатского варвара. Этимология «цари-пастухи» или «пленные пастухи» — глоссы досужего читателя манефоновского творения, который несколько был знаком с египетским языком, но не заметил несообразностей, вытекающих из его соображений: весь народ должен называться «цари-пастухи», или сам себя народ называет «пленные». Вероятно, к Манефону восходит приведенное у Африкана «иностранные цари». До нас дошло несколько памятников этого времени, в числе прочего, от царей Хиана (может быть? соответствует Ианну) и трех Апопи (вероятно, соответствующих Апахнану и Апофису), и некоторое число скарабеев, в числе прочего принадлежащих царям Якобхеру и Анатхеру; цари часто называют себя на скарабеях: хик-хасут — царь иноземцев (может быть, «царь стран») — это, вероятно, и есть прототип «гиксос».
Неферхотеп, подобно Сенусерту III и Хинджеру, заботился об абидосском храме. Отчет об этом дошел до нас в большой надписи из этого города. Здесь, следуя традиционной манере, царь держит речь к своим приближенным: «Мое сердце желает видеть древние писания Атума… Я хочу познать бога в его образе, чтобы изваять его, согласно тому прототипу, который боги установили на своем совете…» Царя повели в библиотеку и показали книги, после чего он послал в Абидос изваять, согласно им, статую Осириса, а потом и сам пошел и участвовал в мистериях и поставил пограничные камни в некрополе для воспрещения входа в него.
Впоследствии это имя в устах изгнавших их фараонов XVIII династии перешло на весь народ. Но что это были за «иноземцы»? Кажется, не было в древности народа, с которым не старались бы их отождествить. Более всего стояли за семитское происхождение пришельцев. Несомненно, что среди гиксосов было много семитов, и они даже играли значительную роль. Несколько царей их (Якобхер и Анатхер) носят семитские имена, в Каирском музее есть саркофаг одного приближенного царя Апопи, носившего семитское имя «Абд» («слуга»); есть и другие указания (например, имена пленных, взятых во время изгнания гиксосов). Но какой семитский народ в то время был настолько силен, чтобы покорить Египет и удержать его? Какое племя могло выставить двести сороктысяч солдат для одной только крепости? Речь может идти только или о крупном народе, или о союзе племен, передвигавшихся на новые поселения, или, наконец, о могущественной империи, завоевавшей Египет. Недостаточное знакомство наше с историей Азии этого времени пока не дает нам возможности идти дальше простых предположений. Не были ли это амореи, завладевшие за четыре столетия до этого вавилонским престолом и впоследствии оказавшиеся центром отпора и египетских завоеваний? Были попытки связать гиксосов с касситами, покорившими около того же времени Вавилонию, с хеттами, представительницей которых тогда была месопотамская держава Митанни, захватившая одно время Ниневию и Вавилон, и т. п. Среди имен царей-гиксосов, как переданных нам Манефоном, так и известных из местных памятников, есть имена и несемитские, пока не поддающиеся (кроме, конечно, уже чисто египетского Апопи) толкованию. Во главе движения, вероятно, был народ не семитский, но значительный контингент завоевателей составляли семиты, хананейско-аморейского происхождения, бродившие в это время в Сирии, а частью и вошедшие в состав митаннийской державы. И иудейское, и христианское, и мусульманское предания склонны относить к этому времени поселение евреев в Египте. Синкелл называет Апопи фараоном Иосифа, мусульмане считают таковым Ианна. Это возможно хронологически. Переселения в Египет бывали нередки, а при чужеземной династии, среди царей которой находились такие, как Якобхер («Яков доволен»), могли быть особенно удобны.
Объединить под своей властью прочно весь Египет, уничтожив везде местных князей, гиксосам не удалось. 58-й фараон от конца XII династии, Нехси («негр»), равно как и его отец, царствовали, как их вассалы: они чтили бога гиксосов Сета танисского и аварийского; в Танисе найден камень из постройки, посвященной этому богу, а в Леонтополе — статуя Нехси, в подписи на которой он именует себя «возлюбленным Сетом города Авариса» — это и означало их вассальные отношения к тем царям, для которых Аварис был столицей, а ее бог — покровителем. XIV династия, о семидесяти шести царях которой говорит Манефон, названа у него ксоитской, по имени города Ксоис в Дельте — это были эфемерные местные князья, от которых совершенно не сохранилось памятников и которые были современны гиксосам. Одновременно с этим и в Фивах появляется новая XVII династия
Надпись, найденная В. С. Голенищевым в Стабель-Антаре, содержит в числе прочего похвальбу царицы XVIII династии Хатшепсут, что ей пришлось реставрировать в Египте много храмов, «ибо в северной стране сидели азиаты в Аварисе и иноземцы среди них, разрушая все. Они царствовали, не ведая бога Ра». Это до известной степени подтверждает слова Манефона о насильственном характере правления гиксосов, по крайней мере, при завоевании и в первое время. И египетское предание говорило о них как о нечестивцах, прокаженных, злодеях-азиатах, не почитавших Ра и кланявшихся Сету. Эта форма имени Сет в последующие эпохи обыкновенно прилагалась к богам азиатских пантеонов — семитского и хеттского — и обозначала в переводе на египетский лад Ваала, Тишуба и т. п. Возможно, что это сближение произошло уже при гиксосах, и мы видим их царей усердно почитающими Сета в Тинисе и в своей столице Аварисе. Основание храма Сета в Тинисе сделалось даже как будто исходным пунктом особой местной храмовой эры: одна из надписей Рамсеса II, найденная в Тинисе, датирована 400-м годом фараона Нубти-Сета, может быть, бога Сета, а может быть, действительно какого-то царя-гиксоса, Нубти. Во всяком случае, это приведет нас в начало XVII в. Вероятно, и замечание в книге Чисел (13, 23) об основании Хеврона за семь лет до Тиниса (Цоана) имеет в виду эту же эру. Почитание Сета уже указывает на приспособление пришельцев к Египту; из последующего мы убеждаемся, что они действительно мало-помалу подчинились культурному воздействию Египта, и в дошедших до нас памятниках выступают настоящими фараонами, принимая, вопреки Хатшепсут, даже тронные имена, соединенные с именем бога Ра; например, Хиан назвал себя Свесер-ни-Ра. Хиан властвовал над всем Египтом; был известен за пределами долины Нила; его скарабеи найдены в развалинах палестинского Гезера; на Крите, в Кносском дворце среди микенских Древностей Эванс нашел алебастровую пластинку с картушем: «Бог благой Свесернира, сын Ра-Хиан». В своей титулатуре он употреблял в числе прочего эпитет «объемлющий страны» — что-то вроде притязания на всемирное владычество. Не менее важна находка в Багдаде небольшого каменного льва с картушем Хиана.
Следует отметить, что сами гиксосы не были солидарны — весьма вероятно, что многочисленные царские имена их принадлежат и местным князьям, отпавшим от фараонов. Центром их был город Хатуар; кроме того Ф. Петри обнаружил их укрепленный лагерь вблизи Гелиололя; здесь он нашел гробницы эпохи между XII и XVII династиями, на что указывают многочисленные скарабеи этого времени, большей частью довольно варварского вида, с именами царей, относимых к гиксосам.
За большой объем царства гиксосов говорит, по мнению М. Мюллера, быстрое распространение завоеваний царей XVIII династии в Азии — они шли по проторенной дороге и подчиняли провинции, зависевшие от изгнанных ими предшественников. Если это так, то эпоха гиксосов имела важное культурное значение — она впервые слила в один политический организм Египет с областями передне-азиатской цивилизации и пододвинула его границы не только к семитам, но и к третьему племени Древнего Востока — хеттам.
М. Мюллер полагает что он попал в Багдад, будучи доставлен по Евфрату а потом может быть, по каналу или по суше с севера, может быть и Кархемиша, где он был поставлен Хианом на северной границе своего царства, в состав которого входила, таким образом, вся Сирия. Он думает, что основание Авариса на границе Египта и Азии указывает на центральное положение этого оплота царей между двумя половинами государства
Как долго гиксосы правили в Египте? Африкан и Иосиф Флавий, по Манефону, говорят о двух династиях их с 511 годами; третья была низвергнута фиванскими фараонами. Евсевий, также передавая Манефона, говорит толь ко о 103 годах одной династии. Последняя дата (приблизительно 1700-1590) представляется наиболее вероят ной — для громадных цифр Африкана у нас нет ни места ни памятников. К концу господства гиксосов уже вошли в силу национальные фараоны в Фивах, которые под знаменем бога Амона освободили страну. Кажется новая фиванская династия началась опять Иниотефами и вероятно, к этому времени относится найденный Петри в Копте указ одного из них о смещении местного номарха может быть, скомпрометировавшего себя в сношениях с гиксосами. Туземное предание в дошедшем до нас от эпохи Рамессидов обрывке папируса Салье I рассказывает в стиле восточных сказок о связях фиванского царя Секеннира III с его современником Апопи Океннира (интересно сходство вторых имен — вассал подражал сюзерену):
«Случилось, когда земля египетская была под властью прокаженных и не было владыки-царя, но царь Секеннира был правителем в граде юга — в Фивах, а прокаженные города азиатов имели князем Апопи в Аварисе. Приносила ему вся страна все свои произведения. Царь Апопи избрал своим богом Сета и не кланялся никакому другому богу египетскому. Он выстроил ему храм прекрасной работы и вставал ежедневно, чтобы приносить жертвы… Вельможи присутствовали при этом, с гирляндами, как это делается в храме Ра-Харма-хиса…» Далее рассказывается, что, посоветовавшись с приближенными, Апопи отправляет в Фивы посольство, требуя, чтобы Секеннира прогнал гиппопотамов, шум которых слышен на севере и мешает Апопи спать. Не получив ответа, Апопи посылает вторичное посольство, обещая в случае успеха принять культ бога Амона-Ра. Секеннира в затруднении — его советники не могут ему ничего сказать «ни дурного, ни хорошего». Апопи отправляет третье посольство.
На этом папирус обрывается. Вероятно, он рассказывал дальше, как эти странные сношения были прерваны и началась война, окончившаяся изгнанием гиксосов. О самом же изгнании Иосиф Флавий приводит из псевдо-Манефона следующее:
«После этого (511 лет) цари Фиваиды и прочего Египта восстали против пастухов, и между ними возгорелась большая и продолжительная война. При царе, имя которому Мисфрагмуфосис, пастухи были побеждены им, изгнаны из всего Египта и заперты в местности, имевшей в окружности десять тысяч ару р. Имя этой местности Аварис. Пастухи окружили его большой и крепкой стеной, чтобы иметь в безопасности все имущество и добычу. Сын же Мисфрагмуфосиса, Фуфмосис, осадив стены с 480 тысячами солдат, захотел взять их силой. Но, отчаявшись в исходе осады, заключил договор, чтобы, оставив Египет, они шли куда угодно, без вреда. Они согласились, и со всеми семьями и имуществом, в количестве не менее двухсот сорока тысяч, ушли из Египта в Сирию через пустыню. Боясь же могущества ассирийцев, они выстроили в стране, теперь называемой Иудеей, город, достаточный для стольких людей, и назвали его Иерусалимом».
Этот отрывок довольно характерен для знакомства с взглядами позднего времени на египетское прошлое. Очевидно, что гиксосов смешивали с евреями, которых при Птолемеях в Египте было слишком много и которые не пользовались там расположением народа; их исход сопоставили с изгнанием ненавистных поработителей. С другой стороны, последнее смешивали с азиатскими походами великого воителя Тутмо-са III, а осаду Авариса — с делом у Мегиддо, где действительно имела место капитуляция на условии свободного выхода. Как в действительности обстояло дело при изгнании гиксосов, об этом у нас, к счастью, есть современное свидетельство участника похода, флотоводца Яхмоса, начертанное в виде автобиографии в его гробнице в Эль-Кабе (Нехебте). Он называет себя сыном Бабы, «офицера при царе Секененра», и происходит из местных владетелей, род которых, кажется, восходит ко времени XIII династии, когда они сделались богатыми и влиятельными номархами наподобие современников XII династии.
Кинжал Яхмоса, лезвие которого сделано из массивного золота, сплавленного с полосой из черной бронзы. Рукоятка украшена изображениями саранчи, льва и быка, а также пятнадцатью цветами из чистого золота.
При гиксосах продолжали процветать египетское искусство и литература. Знаменитый математический папирус датирован 33-м годом Апопи I; от этого же царя дошел до нас хранящийся в Берлинском музее письменный прибор, пожалованный им писцу Ату. К эпохе гик-сосов относится и известный нам папирус Весткар. Написанный несколько позже медицинский папирус Эберса не мог быть составлен, если бы эпоха гиксосов была временем перерыва и застоя. Наконец, сохранившаяся нижняя часть колоссальной статуи Хиана и найденные в гробнице царя Камоса (предшественник Яхмоса) золотые барки принадлежат к лучшим произведениям египетского искусства. Скарабеи Хиана также выгодно выделяются из оставленных гиксосами. Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитское. Таким образом, появляется конница и, вместе с тем, новая грань между сословиями.
Примкнув вовремя к фиванским фараонам, они обеспечили себе будущность и благодаря этому остались как пережиток номархов в эпоху Ново царства. Яхмос сопровождал фараона Яхмоса на корабле «Телец», затем был переведен в северный флот, а во время осады Авариса следовал в пехоте за царем, сидевшим на колеснице. За храбрость его перевели на корабль «Сияющий в Мемфисе», и ему пришлось сражаться на каналах и озерах, окружавших Аварис. Осада длилась долго; Яхмос рассказывает о своих подвигах личной храбрости и о наградах — он получал в рабы пленников, которых он захватывал, а также «золото храбрости» — род ордена. Аварис был взят, гиксосы бежали в Сирию, фараон следовал за ними. Шесть лет пришлось потратить на осаду их ближайшего опорного пункта — Шарухена в Южной Палестине. Из надписи другого одноименного деятеля этой эпохи, эль-кабского номарха Яхмоса, называемого Пен-нехебт, мы узнаем, что, взяв Шарухен, царь Яхмос прошел дальше, до самой Финикии включительно, подчиняя себе, вероятно, владения гиксосов. Об этом свидетельствует и надпись на имеющемся в бывшей коллекции В. С. Голенищева наконечнике копья, отбитого «во время побед на Востоке». Эти известия доказывают, что фараон Яхмос только сделал последний шаг в деле освобождения Египта. Уже из самого названия корабля «Сияющий в Мемфисе» видно, что этот город находился тогда во владении фараона и что оставалось изгнать гиксосов из восточного угла Дельты. Флотоводец говорит, что его отец был офицером при фараоне Секененра III, том самом, о котором говорит папирус Салье, как о современнике гиксоса Апопи. Вероятно, при нем началась освободительная война; мумия его оказалась в ужасном виде: она покрыта страшными ранами и плохо набальзамирована. Очевидно, он пал в битве. Таким образом, Египет освободился благодаря усилиям по крайней мере двух поколений; возникновение же новой фиванской династии должно восходить еще дальше; это видно уже из того, что фараон Секененра был третьим фараоном этого имени. Яхмос-освободитель основал новую XVIII династию, которая также у Манефона и в науке считается Фиванской. Несомненно, ее резиденцией были Фивы; что касается происхождения, то имена царей Яхмос («бог луны родил его»), Тутмос («Тот родил его») как будто указывают на Гёрмополь.