Дж. Мартин
«Саккарская гробница Маиа, казначея фараона Тутанхамона: новое открытие»
ВДИ, 1991. №3. С. 159-165 Начиная с 1975 г. автор настоящей статьи возглавляет объединенную экспедицию Египетского исследовательского общества (Лондон) и Лейденского музея (Нидерланды), осуществляющую раскопки в Саккаре, некрополе древнего Мемфиса[1]. Основным объектом наших археологических изысканий стали гробницы чиновников и рядовых горожан — современников фараона Тутанхамона и его преемников на троне. С помощью полученных сведений мы надеялись пролить свет на историю Мемфиса и вообще северной части Египта, которая изучена гораздо хуже, чем история Фив и Юга в целом, по крайней мере на рубеже II тыс. до н. э. Одной из главных задач, которую ставила перед собой наша экспедиция — локализация гробницы Маиа, казначея фараона Тутанхамона.
Роспись гробницы
В 1843 г. один из внутренних дворов этой гробницы посетил Карл Ричард Лепсиус, руководивший финансируемой прусским королем экспедицией. В задачу ого экспедиции входило, как известно, создание описания монументальных памятников Египта и Эфиопии, главным образом гробниц и храмов. Публикация результатов деятельности Лепсиуса и его коллег составила заметную веху в истории науки XIX в.; ценность 12 фолиантов, составляющих знаменитую серию «Denkmaeler aus Aegypten und Aethiopion», не только не уменьшается, но и возрастает со временем, поскольку многие из учтенных ими памятников впоследствии оказались разрушенными или сильно поврежденными. Не избежала этой участи и гробница Маиа: она значительно пострадала от времени и вандализма «любителей древностей», и в конечном счете примерно к концу XIX в. ее наземная часть оказалась вновь погребенной в песках и потерянной.
Мерит. Супруга Маиа
В феврале 1986 г. нашей экспедиции в ходе раскопок гробницы военачальника Рамосе удалось, наконец, гробницу Маиа вновь «открыть». Маиа, женатый на женщине благородного происхождения по имени Мерит, был одним из влиятельнейших вельмож при дворе фараона Тутанхамона. Состоя в должности начальника царской сокровищницы, он держал под своим контролем богатства страны, притом в то время, когда Египет выделялся своими могуществом и влиянием среди прочих государств и народов древнего Переднего Востока. Именно на этого человека должна была возлагаться обязанность обустройства роскошной гробницы Тутанхамона, которую в 1922 г. обнаружил Г. Картер. Маиа был, между прочим, одним из тех двух людей (вторым был его «сослуживец», чиновник по имени Нахтмин), которые осуществили подношение посмертных даров усопшему молодому фараону в качестве частных лиц.
Рельеф с изображением умершего, молящегося Осирису
Исследованиями удалось выявить немало деталей биографии самого Маиа и членов его семьи, его служебной деятельности в качестве одного из высших должностных лиц Египта. Так, например, сейчас почти с полной уверенностью можно утверждать, что Маиа и Май — высокопоставленный чиновник фараона Эхнатона — одно и то же лицо. Как известно, гробница Май находится в Амарне. В ходе наших раскопок 1988 г. удалось обнаружить в саккарской гробнице Маиа текст автобиографического содержания, в котором сообщалось, что владелец памятника был приближен к царскому двору, несомненно — Эхнатонову. Один из молодых египтологов из Ливерпуля не так давно обнаружил фрагмент надписи, датированной 8-м годом правления Тутанхамона (т. е. примерно 1340 г. до н. э.), в которой казначею отдается распоряжение о сборе податей со всей страны. Будучи весьма приближен к фараону и являясь одним из самых могущественных его чиновников, Маиа тем не менее вряд ли мог рассчитывать на чрезмерную популярность у своих соотечественников! Предлагаемый ниже краткий обзор включает результаты деятельности нашей экспедиции в течение двух полевых сезонов. В 1987 г. мы раскопали несколько часовен и два двора в наземной части заупокойного комплекса. Именно в этих помещениях осуществлялась деятельность, связанная с заупокойным культом, притом теоретически — на вечные времена, поскольку в соответствии с древнеегипетскими представлениями пожертвенники в различных часовнях должны были снабжаться едой и питьем постоянно и вечно. Средоточием заупокойного культа служили статуи владельцев гробницы — как мы увидим, Маиа и Мерит имели их несколько. В 1989 г. мы завершили археологические работы в наземной части гробницы расчисткой большого парадного входа — пилона, где были обнаружены превосходные рельефы и росписи. В предыдущем году были вскрыты погребальные камеры в подземной части сооружения, залегающие под внутренним двором. Помещения в подземной части гробницы располагались на двух уровнях: верхний был примерно десятью метрами ниже поверхности внутреннего двора, на нижнем находились собственно захоронения хозяина, его супруги и членов их семьи. Роспись на стенах этих помещений уникальна для исследуемого времени и весьма схожа с росписью в царской усыпальнице, что должно служить еще одним подтверждением совершенно особого статуса владельца гробницы.
Процессия с дарами
Несмотря на то, что мы начали раскопки гробницы Маиа в 1986 г. с проникновения в ее субструктуру из близлежащей гробницы Рамосе, нам кажется целесообразнее начать описание наших археологических исследований с наземной ее части. Все гробницы высокопоставленных чиновников XVIII и XIX династий в Саккарском некрополе напоминают небольшие египетские храмы. В сущности они и служили заупокойными храмами для своих владельцев, совершенно таким же образом, как, например, грандиозный храм в Мединет Абу использовался для поминальных служб по его строителю, Рамсесу III.
Саккарская гробница Маиа во многих отношениях сходна с гробницей его знаменитого современника военачальника Хоремхеба, который впоследствии стал фараоном. Наземная часть гробницы начинается внушительных размеров пилоном, за которым следует внешний двор, помещение для статуй с двумя боковыми часовнями (в одной из которых была найдена in situ неиспользованная стела), внутренний двор с колоннами и, наконец, помещение для жертвоприношений в западном конце сооружения, с двумя часовнями по бокам. В 1843 г., когда Лепсиус осматривал часть внутреннего двора, на восточной и южной ограничивающих его стенах еще сохранялись рельефы. В его время внутренний двор был единственной частью комплекса, доступной для обозрения, — все прочие были погребены под песком. Много лет спустя, в начале нашего века, английский египтолог Дж. Квибелл обнаружил более десятка блоков из гробницы Маиа, использованных повторно при строительстве раннехристианского монастыря Апа Иеремия, располагавшегося на восток от саккарского некрополя. Строители монастыря частично разрушили несколько близлежащих гробниц XVIII и XIX династий для того, чтобы «добыть» таким способом необходимый им строительный материал. Сейчас мы можем доказать, что и архитектор, возводивший гробницы Хоремхеба и Маиа во времена Тутанхамона, также заимствовал большие декорированные блоки из входа в пирамиду Уннаса. Практически ни одно строение, каково бы оно ни было по своему характеру, не воспринималось египтянами священным или неприкосновенным. Цари и простолюдины в равной степени не терзались угрызениями совести, разбирая до основания памятники своих предшественников, чтобы позаимствовать потребный для собственных нужд строительный материал.
Статуи Маиа и Мерит
Как мы говорили выше, гробничный комплекс начинался покрытым рельефами пилоном. Судя по общей схеме изображений, несколько составляющих его блоков ныне утрачено. Практически все прочие были обрушены, однако в настоящее время прежний вид строения нами восстановлен. Сюжеты изображений достаточно обычны: Маиа запечатлен входящим в свою гробницу; его приветствуют его супруга Мерит и мачеха Хенутиуну. Некоторые детали позволяют предполагать, что последние были к этому времени уже покойными и, стало быть, должны были находиться в загробном мире. В уста Мерит вложено приветствие: «Добро пожаловать, о ты, украшенный милостями Птаха «Юга-его-стены»! Ты воистину заслужил их, о восхваляемый, ибо пребываешь ты начальником праздника Владыки богов!». Нам известно, что родная мать Маиа, Урет, умерла молодой, и он, вероятно, был воспитан второй женой своего отца, Иуи, женщиной благородного происхождения по имени Хенутиуну. Выше мы уже говорили о том, что большая часть пиленных блоков была заимствована из гробницы Уннаса. Они представляют большой интерес; хотелось бы отметить особо один из них, на котором сохранилось изображение крайне истощенного чужеземца.
Статуи Маия и Мерит. Фрагмент
На этой же стене вырезана большая часть автобиографической надписи Маиа. Из нее мы узнаем, что владелец гробницы состоял в царском окружении, по всей вероятности, уже с юных лет. Адресуясь к потенциальным посетителям саккарского некрополя, которые в будущем вознамерятся осмотреть его достопримечательности или навестить гробницы своих близких, Маиа сообщает о себе, среди прочего, следующее: «Присутствие царя было дано мне с тех пор, как я был ребенком. Я счастливо достиг конца (своей службы), наслаждаясь бесчисленными благодеяниями Владыки Обеих Земель (вероятно, Эхнатона.— Дж. М.)». Далее он продолжает: «Вначале я был хорош, в конце — блистателен. Я был тем, кто почитаем в мире в храме Птаха. Я осуществлял замыслы царя моего времени и не оставлял без внимания ничего (из того), что он приказывал… Я делал прекрасными храмы, украшая изображения богов, которые мне были поручены». Здесь следует пояснить, что при Эхнатоне закрывались храмы древних египетских богов, а их статуи, вероятно, выбрасывались и уничтожались. В правление же Тутанхамона потребовалось изготовление новых скульптурных изображений богов для храмов, которые восстанавливались вновь.
Ниже этих важных по своему содержанию изображений запечатлена процессия подносителей даров, которая «двигается» в западном направлении, в глубь гробницы. Наряду с драгоценностями приношения включают в себя также несколько пар перчаток — принадлежность туалета, чрезвычайно редко фиксируемую древнеегипетскими изобразительными источниками. Это несомненно престижный дар, возможно он исходил от самого фараона. Кстати, пара настоящих перчаток была обнаружена Картером в гробнице самого Тутанхамона.
На северной стене пилона были помещены изображения Маиа и Мерит, поклоняющихся Осирису, владыке загробного мира. В некоторых случаях детали изображений (например голова самого Маиа) сохранились превосходно. Текст сопровождающей надписи — обращение к Осирису: «О Осирис Оннуфрий, великий бог, правитель вечности, владыка величия в лоне Нут, с высокими (головными) перьями, с острыми рогами; возлюбленный, который выходит из ладьи-гену, владыка вечности, правитель Страны Молчания, тот, чей сын Хор утвердится на троне его, воссоединенный с ликованием, прекрасный Осирис золота!». Ниже этого текста располагается превосходно выполненный фриз, изображающий подносителей даров. Некоторые фигуры сопровождаются подписями, из которых следует, что в процессии участвуют члены семьи владельца гробницы и чиновники, также состоявшие при царской сокровищнице.
За пилоном следовал внешний двор гробницы. Большая часть настенных рельефов в этой части сооружения утрачена. Нам удалось обнаружить лишь несколько разрозненных блоков, несущих на себе отдельные их фрагменты.
Процессия с дарами
Из этого двора можно было попасть в помещение, где находились статуи; подобно прочим часовням гробницы, оно первоначально было перекрыто сводом, выполненным из сырцовых кирпичей. В этом помещении (возможно также и в самом внешнем дворе) были изначально размещены превосходно выполненные парные статуи Маиа и Мерит; три из них были извлечены из гробницы в начале XIX в. и ныне пребывают в коллекции Лейденского музея. Части украшений задней, или западной, двери этого помещения со статуями видел и описал в свое время Лепсиус. Мы обнаружили, что с тех пор здесь многое подверглось разрушению; несколько фрагментов нам удалось подобрать и поместить на их прежние места. Большой интерес представляют изображения на стенах внутреннего двора, того самого, где ровно 148 лет тому назад стояли Лепсиус и члены его экспедиции. Эта часть гробницы была детально изучена проф. Э. Графе по зарисовкам Лепсиуса и рельефам, обнаруженным в свое время Квибеллом. Лепсиус видел покрытую текстами колонну и парную статую владельца и его супруги. Эти памятники по-прежнему здесь находились, однако были сброшены на землю и сильно повреждены. Нам удалось их отреставрировать. Статуя была изготовлена из блока, который некогда составлял принадлежность гробницы поздней V династии (примерно 2400 г. до н. э.) или, возможно, также был позаимствован в пирамиде Уннаса. Во всяком случае нижняя плоскость статуи сохранила на себе рельеф, относящийся ко времени V династии. Рельефы позади этой статуи принадлежат к числу тех, что были в свое время скопированы Лепсиусом, а затем перевезены в Берлинский музей. Они несомненно принадлежат в числу шедевров искусства поздней XVIII династии. Сюжет изображений связан с переноской в гробницу статуй владельца. Возможно, среди них находятся и те самые, подлинники которых хранятся ныне в Лейденском музее. Сами рельефы были в значительной степени утрачены или сильно повреждены во время второй мировой войны.
С восточной стены внутреннего двора Лепсиус скопировал сцену, изображающую сидящих Маиа и Мерит, а также еще одну процессию подносителей жертвенных даров. Изображения были частично утрачены, частично повреждены, в ходе работ нам удалось обнаружить некоторые из утраченных фрагментов и вернуть их на прежнее место: рельефы вновь явили свое совершенство. Чрезвычайно интересным и поучительным было для нас сравнение выполненных Лепсиусом копий с находящимися здесь и в других местах внешнего двора подлинниками скульптур. Великий ученый был, как правило, поразительно точен. Выше уже упоминались блоки из гробницы Маиа, найденные в начале века Квибеллом. Часть этих блоков некогда украшала северную стену внутреннего двора. Один из них представляет особый интерес: он запечатлел владельца гробницы принимающим участие в учете захваченных пленников-чужеземцев и скота. Вполне возможно, что эти пленники и были как раз теми самыми людьми, которые столь выразительно были изображены в расположенной поблизости и относящейся к тому же времени гробнице Хоремхеба. Хоремхебом, военачальником времени правления Тутанхамона, эти люди и были приведены в Египет. По вертикальному ходу из наземной части погребального сооружения можно проникнуть на нижний уровень его субструктуры. Для нас навсегда останется памятным 8 февраля 1986 г., день, когда мы, наконец, обнаружили гробницу одного из ближайших к Тутанхамону лиц, притом гробницу, споры о которой не прекращались в течение почти полутора столетий. Нам удалось тогда определить, что грабители смогли извлечь из стен несколько покрытых рельефами блоков в своих отчаянных попытках найти ход к погребальным камерам с их сокровищами. Грабители, как и обычно, преуспели в своих замыслах. Первым помещением на нашем пути был род «передней», ведущей к погребальной камере.
Мерит была певицей Хатхор, в руках она держит культовый атрибут «менит»,
который имеет вид застежки ожерелья с головой богини.
На одной из стен этого помещения находились изображения владельца гробницы и его супруги, возносящих молитвы Осирису и Нефтиде, на другой — фигуры Маиа и Мерит и та самая надпись, которая четыре года тому назад помогла нам определить принадлежность самого памятника. В 1988 г. мы очистили от завалов проход к погребальным камерам. Прочность скальных пород в этой части гробницы была совершенно недостаточной, и нам пришлось подпереть потолок деревянными балками, что придало всей гробнице вид настоящей шахты. На правой стороне коридора, неподалеку от того места, где мы начали расчистку, была обнаружена небольшая по размерам кладовая с большими глиняными сосудами, в которых, возможно, хранилась мука для изготовления хлеба и печенья в загробном мире. Общее число сосудов соответствовало числу месяцев в году.
Маиа перед столом подношений
Обе погребальные камеры были разрушены еще в древности, однако нас не покидала уверенность, что все детали украшающих их стены рельефов могли в разрозненном виде полностью сохраниться. На следующий год нас ожидала работа, сравнимая лишь с собиранием мозаики-головоломки: мы начали расчищать, подбирая одну к другой, находимые детали и возвращать их на надлежащее место на стенах. Стала вырисовываться общая схема расположения изображений, практически одинаковая для обеих камер. На стенах здесь были запечатлены и обозначены по именам наиболее могущественные древнеегипетские божества, которые воплощали собой идею охраны и защиты саркофагов Маиа и Мерит. Чрезвычайно интересны помещенные здесь надписи. Одна из них, например, является ранее неизвестной и полной версией гимна Осирису; много и других текстов, несомненно способных внести новый вклад в египтологическую науку. Хотелось бы отметить одну забавную деталь: надписи, вырезанные на стенах подземных помещений гробницы, пестрят ошибками в правописании. Нельзя сказать, чтобы это было вообще нетипичным для заупокойных текстов, однако гробницу Маиа отличает их крайняя чрезмерность! Между тем сам Маиа должен был быть одним из самых грамотных и вообще образованных людей в своем государстве. В завалах мы обнаружили сотни отдельных фрагментов заупокойной утвари и мебели. Самыми многочисленными были, конечно, фрагменты керамики. Представленные типы сосудов достаточно редки и необычны; нам удалось доказать, что специально для заупокойных нужд производились наборы особых видов сосудов. Например, сосуды с полированной поверхностью из алебастра — для мазей и масел. Образцы прекрасно выполненных инкрустаций из слоновой кости — без сомнения, когда-то отделки мебели — дают нам представление об уровне художественного оформления предметов из захоронения Маиа. Несомненно, что его погребение было в изобилии снабжено украшениями: грабители оставили нам много кусочков золотой фольги и часть превосходной золотой цепи. К последней, возможно, был подвешен сердечный скарабей, который также мог быть оправлен в золото; но если это и было так, то и он унесен грабителями.
Вид на гробницу Маиа
Нам удалось обнаружить много фрагментов керамических сосудов для хранения различных продуктов. Надписи на их стенках сообщают нам, что когда-то они были наполнены медом, ценными сортами масел, употреблявшихся в косметике и кулинарии. Одна из надписей помечена 9-м годом правления безымянного царя, судя по всему — Хоремхеба, т. е. примерно 1327 г. до н. э. Таким образом, эта ценнейшая информация дает нам точную дату смерти Маиа или Мерит, скорее всего — последней. Наряду с погребальной утварью, надписями и росписями огромную научную ценность представляют собой также многочисленные крошечные фрагменты скелетов владельцев гробницы. Сейчас они изучаются, и мы весьма надеемся получить нечто вроде «истории болезни» Маиа, Мерит и членов их семьи. Именно из подобных крох информации археологи и историки воссоздают историю прошлого, в нашем случае — историю одного из самых знаменитых в египетской истории людей, его жены и лиц, составлявших его должностное окружение. Вполне возможно предположить, что пески пустыни скрывают немало подлинных сокровищ, способных пролить яркий свет как на историю Мемфиса и его обитателей, так и Египта в целом. Во всяком случае, в некрополе Саккары существуют, вероятно, десятки гробниц, подобных погребениям Хоремхеба и Маиа, которые все еще ждут своего открытия. Дж, Мартин, Юниверсити-калледж, Лондон
[1] Результаты нескольких предыдущих полевых сезонов см.: Martin G. Т. // JEA 1976. V. 62. Р. 5—13; 1987. V. 73. Р. 1—9. Полностью материалы раскопок объединенной экспедиции будут опубликованы в работе: idem. The hidden Tombs of Memphis: new discoveries from the time of Tutanhkamun and Ramesses the Great. L.— N. Y.: Thames & Hudson, 1991. Гробнице Маиа посвящены в ней с. 147—188.
Фотоматериалы
EgyptArchive
Une promenade en Egypte