Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

Б.А. Тураев. «История Древнего Востока» Глава «Среднее Царство»

Ментухотепы сразу вошли в роль фараонов и ста­ли восстанавливать прежнее могущество еги­петской монархии. Ментухотеп  V (XXI в. до н. э.) уже воюет с азиатами и строит в Дейр-эль-Бахри в фиванском некрополе, так называемой «Прекрасной земле», где почитались Амон и Хатор, величествен­ный заупокойный храм и небольшую пирамиду, следуя образцам династии, но превосходя их широтой замысла и даже изяществом исполнения. Таким образом, вместе с возрождением государства снова оживилось и искусство. Благодарное потомство чтило память великого фараона, повторившего дело Мины. Он был обожествлен в большей степени, чем другие цари, и его культ долго справлялся в сооруженном им храме вместе с Хатор. Его преемник Ментухотеп VI принимает вместо тронного имени знаменательное «Владыка обеих зе­мель». Он уже отправляет экспедицию в хаммаматские каменоломни. Следующий фараон, Ментухотеп VII, возоб­новляет прерванные смутами сношения с отдаленным югом.

Об этом свидетельствует надпись Хену — казначея Ментухотепа VII, начертанная на скале в Хаммамате во время экспедиции, предпринятой по повелению фараона:

«В год 8-й… хранитель печати, заведующий всем, что есть и чего нет, заведующий храмами, закромами и белой палатой, хранитель врат юга, глава управления номами юга, казначей, укрощающий Хауинебу, к которому обе земли подходят преклоняясь… Хену говорит: «Мой господин по­слал меня снарядить корабль в Пунт, чтобы доставить ему свежие благовония от вождей Красной земли, ради страха перед ним в высоких странах. Я вышел из Крпта по дороге, указанной его величеством. Со мной было войско юга от Оксиринха до Гебелена… Я пошел с войском в три тысячи человек; для каждого было два сосуда воды и двад­цать хлебцов на каждый день. Ослы были нагружены сан­далиями. Я сделал двадцать колодцев в кустах и два колод­ца в Идехте в 20 и 31 кубических локтей. Достигнув Крас­ного моря, я выстроил корабль и отправил его со всем не­обходимым… Потом, вернувшись с моря, я исполнил пору­чение его величества и доставил ему все дары, найденные мною в Земле Бога. Я вернулся через Хаммамат и принес ему глыбы для статуй в храме…»

Фараоны уже были в состоянии «укрощать» отдаленный эгейский север (Хауинебу), снаряжать большие экспедиции и возобновить сношения с Пунтом, теперь уже через Копт и Хаммамат. Поддержание этих сношений и вообще удержа­ние в сфере влияния южных стран было главной частью внешней политики и следующей XII династии.

Обстоятельства появления этой выдающейся династии нам неизвестны, равно как и причины конца ее предшествен­ницы. Первый царь ее, Аменемхет I, может быть, тож­дествен одноименному визирю при Ментухотепе VI, дерзно­венно начертавшему в Хаммамате рядом с царским документом свой собственный текст об эк­спедиции в рудники за материалом для царского саркофага.

Если это так, то Аменемхет I, вероятно, достиг престола путем узурпации или родства с XI динас­тией, но во всяком случае не без борьбы. Мы знаем из надписи его сподвижника Хнемхотепа, впоследствии номарха в Менат-Хуфу (современный Бенихассан), что ему пришлось кого-то «изгнать из Египта» и иметь дело с неграми и азиатами. Хнемхотеп явился к нему с двадцатью кедровыми кораблями, и он затем овладел «долиной, горами, обеими землями», а своего сподвижника посадил номархом в обособленный для этой цели Менат-Хуфу. Самому ему припи­сывается один из распространенных памятников египетской литературы — поучение сыну. Оно, действительно, могло быть составлено только разочарованным, утомленным борьбой правителем.

Аменемхет дает сыну уроки политической мудрости:

«Да не будет сердце твое полно братьями, не знай друзей и не приближайся к ним один» и т. п.; далее он рассказывает, что по опыту убедился во вреде излишней доверчивости: «Когда ты спишь, принимай сам предосторожнос­ти, ибо не находится людей в злой день. Я давал ни­щему, я кормил сироту, я был доступен для просто­людина, как и для человека с положением, но евшие мой хлеб восстали на меня, те, которым я подавал руку, поднялись против меня, одевавшиеся в мое тон­кое белье злобно посмотрели на меня, умащавшиеся моими благовониями готовы были забросать меня гря­зью. Это было после ужина, при наступлении ночи. Я проводил час в удовольствии сердца, прилег и стал за­сыпать. Но вот забряцало оружие замыслили про­тив меня злое; я уподобился червю пустыни. Я про­снулся, чтобы сражаться, и был один. Я схватил ору­жие и прогнал злодеев…»

Речь идет, конечно, о дворцовом заговоре, явлении вооб­ще частом на Востоке, особенно же в такие времена, как на­чало нового периода. Последнее обстоятельство заставило царей XII династии для упрочения престолонаследия и пре­дупреждения нередких в это время смут делать еще при жиз­ни своими соправителями наследников престола. Аменемхет на 20-м году своего царствования сделал это по отноше­нию к сыну своему Сенусерту. Политика фараонов XII династии имела перед собой вполне определенные задачи — восстановление благосостояния и мо­гущества страны и власти царей в объеме эпохи Древнего цар­ства. Внешняя политика, после устранения опасности с севера, была направлена главным образом на юг — в Нубию, покоре­ние которой было необходимо для целей колонизации, а также для создания провинции, непосредственно подчиненной коро­не, в противовес крупным феодальным владениям номархов. Уже при XI династии обозначилось стремление к югу. Аменем­хет на 29-м году своего правления победил нубийские племена, о чем свидетельствует надпись в Короско. Сам Аменемхет так повествует о своих подвигах в упомянутом поучении:

«Я посылал в Элефантину, я достигал Дельты, я стоял на границей государства и созерцал его внутренние облас­ти, я раздвинул его границы моими деяниями. Я умножал пшеницу и любил бога ячменя. Нил был благосклонен ко мне. Не было при мне ни голодного, ни жаждущего. Жили в мире благо­даря моим делам. Все, что я при­казывал, было хорошо. Я ловил львов и крокодилов. Я хватал ну­бийцев Вавата, брал в плен ли­вийцев Маджа, прогонял, как со­бак, азиатов. Я выстроил дворец и покрыл его золотом, сделал двери из бронзы. Соорудил наве­ки; вечность пугается этого».

Такими словами основатель ди­настии указывает сыну по поводу его приобщения к престолу, что государство оставляется ему благодаря неусыпным трудам благо­устроенным. Сенусерт I (раньше это имя читали «Усертесен»; оно, как доказал Зете, — прототип греческого Сесострис) уже в момент вступления на престол находился в лагере в войне с ливийцами. Затем он продолжал походы в Нубию и отодвинул границу Египта до второго нильского порога (Вади-Хальфа).


При XII династии (около 2000 г. до н. э.) Египет был в блестящем состоянии, как по богатству внутри страны, так и по внешнему могуществу. При сильной центральной власти отдельные области его пользовались пока из­вестной долей самостоя­тельности. Мир, богатство и безопасность были причина­ми того, что время XII динас­тии сделалось классическим периодом египетской лите­ратуры и религии.


Затем царь послал в Нубию своего уполномоченного Ментухотепа, который поставил в Вади-Хальфе победный памят­ник в честь царя, а также дерзновенно увековечил и свои победы, причем дал важное для географии перечисление ну­бийских племен. От 34-го года этого же царя дошла до нас надпись некоего Икудиди, из которой видно, что в это время входил в состав египетского государства и был подчинен тинитскому номарху Великий Оазис Ливийской пустыни. Идя со своим отрядом из Фив в Оазис, Икудиди зашел помолить­ся в Абидос, откуда шла дорога в пустыню, и здесь соорудил себе у священной лестницы бога мертвых кенотаф с надпи­сью, в которой называет себя «царским послом, охраняю­щим границы его величества».

При Сенусерте I и его соправителе, а затем преемнике, Аменемхете II, элефантинский вельможа Сиренповет предпринимал экспедицию в Судан за шкурами, слоновой костью, страусовыми перьями и т. д. При соправителе и пре­емнике Аменемхета II, Сенусерте II, нам известен важ­ный чиновник Неферхотеп; на одном барельефе в Бенихассане изображено, как он представляет царю тридцать семь семитов, пришедших в Египет: это объясняли как прише­ствие евреев, но это просто торговое посольство; они прино­сят мазь, употреблявшуюся при болезнях глаз. О подобных приношениях сообщает также в своей надписи гермопольский номарх Аханахт, который пишет про себя: «Я тот, кото­рому даются приношения жителей пустыни: «анти», мазь для глаз». Экспедиции на Синай продолжались во все вре­мя XII династии. Один из вельмож, Нессумонту, пишет в сво­ей надписи от 24-го года Аменемхета I, что он «поразил трог­лодитов Хериуша и Ментиу и истребил их жилища», а при Сенусерте III его генерал Себекху упоминает о походе в Палестину и о взятии города Секмим, может быть — Сихем. Продолжались при нем и походы в Нубию.

Для египетской колонизации, как и для распространения культуры, была открыта большая область. Последующие поколения считали Сенусерта III настоящим покровителем и наряду с Дедуном богом-покровителем Нубии. Подвиги царя, покорявшего для Египта Сирию и распространившего власть далеко на юг, снова сплотившего и централизовав­шего страну, оставили прочную память на все времена и дали материал для сказания о Сесострисе, этом собирательном имени египетского героя.

Царствование Сенусерта III было временем наибольшего могущества Среднего египетского царства. Его преемник Аменемхет III мог уже всецело предаться делам мира и внутреннего благоустройства. К его времени относится окон­чательное приобретение для культуры прилегавшего к Егип­ту с запада Файюма; он, как Нубия и Пунт, должен был сде­латься источником богатств короны, растерянных при Древ­нем царстве, а также дать место для увеличивающегося насе­ления. При Аменемхете III власть фараонов была уже почти также сильна, как и в эпоху Древнего царства. Таким образом, достигнув верховной власти из положения номархов, фиванские фараоны оказались достаточно сильными, чтобы в течение нескольких веков с честью удерживать ее и не только вернуть Египту внешнее могущество и государственное единство, но и спустя несколько поколений возродить централизацию.


Сохранилась надпись спод­вижника Сенусерта I, бенихассанского номарха Амени. Он рассказывает, что плыл за царем в Куш вмес­те с сыном царя, который тоже носил имя Амени; он привез оттуда золото, он исполнял также другие по­ручения царя, который сам «ниспроверг врагов своих в убогом Куше». Название «Куш» впервые появляется еще в Древнем царстве, те­перь оно особенно распро­странено; в Библии Куш на­зван сыном Хама, братом Мицраима-Египта.


Но это удалось им не сразу. Долгое время везде, особенно в Среднем Египте, существовали владетельные фамилии, и го­сударство носило характер феодальной державы. До нас дош­ли интересные гробницы номархов Бенихассана (Менат-Хуфу), Эль-Берше (Гермополь), Меира (Кузы), Сиута, Асуана и других. Великолепные изображения и здесь оказывают ар­хеологу неоценимую услугу, а многочисленные надписи дают возможность набросать историю отдельных номов и посвяща­ют в их внутреннюю жизнь. Номархи были подобиями фарао­нов — они были наследственными владетелями области, вер­ховными жрецами, а раньше иногда считались и сыновьями ее бога-покровителя, имели свое войско, свой штат чиновни­ков, иногда (в период до XII династии) даже датировали надпи­си по годам своих княжений, предпринимали большие обще­ственные работы. Они хвалились уже не только тем, что их любит фараон, а и тем, что они любимы «своим городом» и «городским богом», что они отечески заботятся о своих подданных, а те в свою очередь называют своих детей их именами. Таким образом, они обладали суверенными правами: творилисуд, сами собирали подати, имели войско. Кроме того, они, как мы видели, присвоили себе в предшествующий период и такие права, которые считались суверенными с египетской точ­ки зрения: датировку (до XII династии), непосредственное от­ношение к божеству, пользование государственным имуществом. В то время как в Древнем царстве фараоны в виде особой милости жаловали вельможам материал для гробниц из государственных, т. е. царских каменоломен, теперь номархи сами строят себе великолепные гробницы, ставят свои статуи, привлекают к работам своих подданных. Так, современник Аменемхета II и двух его преемников, гермопольский номарх Тотхотеп изобразил на стенах своей гробницы перенос своей колоссальной статуи в тринадцать локтей, сделанной в хатнубских каменоломнях, находившихся в его княжестве. Ста­тую сопровождали жрецы, солдаты, рабочие и множество на­рода всех возрастов и полов.

О феодальной иерархии времен Среднего царства можно сказать немного. Мы видим, что номархи носят как высший титул «великий глава такого-то нома»; наряду с этим встре­чаются более широкие понятия «хатио», которое переводят «князь», «хека» — «правитель». Из ряда договоров сиутского номарха Хапджефаи со жреческой коллегией мес­тного храма о его вечном поминовении видно, что многочис­ленные доходы и поземельное имущество номархов делится на две части — на «дом отца» и «дом князя»; первое было личным имуществом, второе — династическим, и в пользо­вании им номарх был более стеснен. Как жрец он располагал, по усмотрению, известной частью храмовых доходов. Кроме номарха, в этом интересном юридическом памятнике упоми­наются, по-видимому, как сословия: именитые (серу), низшие и крестьяне. Вторые были лично свободны и наряду с первы­ми владели землей и крестьянами и приносили в храм начат­ки своих полей. Были и лично свободные землевладельцы и даже крестьяне. Последние, однако, могли во всякую минуту стать жертвами самого грубого произвола.

Из большой бенихассанской надписи мы можем видеть правовое положение номархов по отношению к царю XII ди­настии. Последний утверждал в правах наследования и ре­гулировал пограничные отношения, решал в сомнительных случаях вопросы о преемственности, наследстве и т. п. Так, Аменемхет I, прибыв лично, утвердил бенихассанского но­марха города Менат-Хуфу Хнемхотша I «князем и началь­ником восточных стран, поставил южную границу, утвердил северную, как небо», а через некоторое время поручил ему управление и соседним номом, когда гам прекратилась владе­тельная фамилия. Он «поставил пограничные столбы: на юге до нома Гермопольского, на севере — до нома Кинополь; он разделил великую реку пополам, воды, поля, деревья, пес ки до западных высот». Потом, после его смерти, оба ном. были разделены Сенусертом между двумя его сыновьями Нахтом и Амени. Дочь его Бакт вышла замуж за соседней гермопольского номарха Нехери. Сын их, Хнемхотеп й свою очередь, женился на Хети, дочери кинопольского Номарха; сын его, Нахт II, унаследовал  от матери Кинополь. Последний  потребовал пограничной ревизии, и Сенусерт II, по просьбе номарха, произвел ее. «Он отделил города  друг от друга и заставил каждый из них знать свой округ, который он про­верил сообразно древним докумен­там. Он воздвиг пятнадцать погранич­ных камней и установил северную границу до Оксиринха».

Номархи любят говорить о своих заботах и хорошем управлении. Так, Амени уверяет: «Не было дочери бед­няка, которую бы я обидел, не было вдовы, которую бы я утеснил… не было голодного в мое вре­мя». Кроме общего контроля и утверждения в правах наследо­вания, фараоны привязывали к себе номархов придворными почестями, наградами и привлечением их к несению высших должностей, т. е. вводя в состав бюрократической машины. Так, известный нам Нахт был назначен губернатором Среднего Египта, его отец был «начальником востока», а гермопольские номархи — «начальниками запада». Нередко номархи носили титул «казначея» и были визирями (например, гермопольский Аханахт). Вместе с тем номархи, конечно, были обязаны податями, равно как и подданные их номов. Так, Амени Бенихассанский говорит: «Все подати для дворца шли через мои руки.


Сенусерт III отодвинул гра­ницу Египта до третьего по­рога; все пространство от Элефантины было защищено двенадцатью укреплениями; к югу от второго порога были выстроены две крепости у Семне (под названием «Мо­гуч Сенусерт») и Кумме. У Семне он поставил свою ста­тую и две пограничные сте­лы после походов 8-го и 16-го годов; часть первой те­перь находится в Берлине. 6 надписи на ней царь завеща­ет отодвигать границу еще более на юг; далее устанав­ливается черта, через кото­рую негры могут переходить только для торговли или как послы.


Заведующие государственными имуществами моего нома давали мне три тысячи быков (для содержания, в виде налога): не было недоимок у меня». Зависимость номархов от царской власти усиливалась еще ввиду того, что да­леко не все они были потомками древних владетельных фами­лий. Во время смут и династической борьбы некоторые из пос­ледних погибли, другие были устранены победоносными объединителями, которые на их место посадили своих привержен­цев, иногда создав для последних искусственно новые владения. Такого происхождения, например, номархи Менат-Хуфу (Бенихассан) и новая владетельная фамилия в Сиуте, заменившая древних Ахтоев. Таково же происхождение, по-видимому, элефантинских номархов, преемников славных Хирхуфов и Пепинахтов. По крайней мере, их надписи поражают своим до наивности раболепным тоном.

Сиренповет, современник Сенусерта I, оставил нам длинный текст, в котором, сказав, что он «тот, чье имя на перстнях-пе­чатях при всех делах, касающихся иноземных областей, в цар­ских покоях», говорит, что он с соизволения царя построил себе гробницу (следовательно, каменоломни не были в его непосредственном пользовании), и затем продолжает:

«Его величество возвысил меня, я был отличен между князьями номов. Я перевернул обычаи древности — было приказано, чтобы я достиг неба в мгновение… Я был вторым из двух и третьим из трек на этой земле. Я силь­но кланялся, пока горло не лишалось дыхания. Я лико­вал, когда меня подняли до неба и моя голова прошла в твердь. Я задевал звезды, сам казался звездой; плясал, подобно планетам. Мой город ликовал, мои войска ли­ковали слышанному… старики вместе с детьми были в радости. Боги, что в Элефантине, да продолжат ради меня лета его величества, да дадут ему новое рожде­ние, чтобы он ради меня мог повторять миллионы юби­леев…»

Так красноречиво описывает номарх радость по поводу на­значения или повышения. Очевидно, такие личности не могли быть опасны для центрального правительства, которое к тому же в провинции имело и настоящих представителей. Таковыми продолжали оставаться «вельможи юга »(теперь тридцать); су­ществовали и царские суды, распределенные на шесть палат — в царской столице, под председательством визиря.

Немало облегчало фараонам упрочение их власти также развитие среднего городского класса. В Абидосе, всеегипетском некрополе, а следовательно, и архиве этой эпохи, а также и в других местах, найдено много гробниц и надписей егип­тян, не носивших титулов и чинов, но пользовавшихся извес­тным благосостоянием (например, у одного простого «граж­данина» оказался саркофагизливанского кедра); иногда, под­ражая бюрократии, они прибавляли к своему имени «житель» или «жительница города», иногда название профессии Ш ремесла.

Это уже указывает на известное сословное чувство, профессиональную гордость, которая, конечно, не могла быть приятна и даже просто понятна привилегированным класс населения, особенно чиновникам. Последние не скупились на насмешки над представителями профессий, ремесел и т. п. Особенно ярко эта узкая и утилитарно-бюрократическая точка зрения проведена в известном, к сожалению, трудном понимания, памятнике времени Среднего царства — наставлении некоего Дуау, отдавшего сына в придворную школу и перечисляв­шего ему все профессии с их невзго­дами как удел неграмотного и не­чиновного:

«Начало наставлений… Дуау, сына Ахтоя, своему сыну Пепи, когда он плыл на юг ко двору, чтобы отдать его в дом учения писанию, чтобы не остаться ему позади сыновей знати, которые при дворе. Он сказал ему: «Я видел по­бои. Я видел побои. Обрати сер­дце твое к книгам. Я наблюдал свободного от работ. Право, нет ничего выше книг. Как в воде, плавай в книгах ты найдешь в них наставление: «Если писец находится при дво­ре, он не будет в нем нищим, но насытится». Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изрече­нию, поэтому внушаю тебе лю­бить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой    все преимущества (знающих их). Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».


Сильные цари XII динас­тии умели поддерживать свой авторитет, оставляя из­вестные права и местным владетелям. Благодаря это­му Египет и пользовался бла­госостоянием: с одной сто­роны, множество местных культурных центров, динас­тии, привязанные к провин­циальным интересам и уси­ленно заботившиеся о сво­их углах; с другой — сильная центральная власть, препят­ствовавшая развитию цент­робежных сил и сепаратист­ских стремлений.


Многочисленные «домо­правители» и «великие до­моправители», часто упоми­наемые в это время, веро­ятно, заведовали коронными имуществами в пределах номов. Это были важные лица, подобно феодалам, об­ладавшие поместьями и крестьянами. Вероятно, они стояли в подчинении к «каз­начею», в введении которо­го были податная часть, руд­ники, каменоломни и т. п.


После такого красноречивого и откровенного предисловия заботя­щийся о карьере сына отец пере­числяет ему невзгоды различных профессий. Например:

«Я не видал кузнеца послан­ником и ювелира посланным, но видел кузнеца за работой у печи. Его пальцы были подобны крокодиловой коже, он издавал залах хуже, чем гнилая икра. Каждый ремесленник, работающий резцом, утомляется больше земледельца. Его поле — дерево, его орудие металл. А ночью разве свободен? Он работает больше, чем могут сделать его руки, поэтому ночью он зажигает огонь… У земледельца вечное платье (брезгливость чистоплот­ного египтянина). Его здоровье как человека, ле­жащего подо львом… Едва он вернулся домой, как ему опять надо уходить… Ткач в мастерской слабее жен­щины. Его ноги на желудке, он не вдыхает воздуха. Если он не доделает днем положенного, его бьют, как ло­тос в болоте. Он дает хлеб сторожам, чтобы увидать свет… Курьер, отправляясь за границу, делает за­вещание в пользу детей из боязни львов и азиатов… Когда он уходит, кирпич (т. е. клинописный документ на глине) у него за поясом…»

Таким же тоном характеризуется ряд многих других про­фессий (например, скульптора, брадобрея, мелкого соб­ственника, каменщика, садовника, оружейного мастера и др.). В заключение говорится:

«Это я делаю, плывя на юг ко двору, из любви к тебе. Полезнее для тебя один день в школе, чем веч­ность… Ты будешь посылать многих, если будешь слушать слова старших… Нет писца, лишенного пропитания от достояния царского дома. Богиня рождения дает оби­лие писцу, его ставит во главе суда. Благодарят бога его отец и мать он направлен на путь жизни. И вот я обращаю на это твое внимание и внимание детей твоих».

Едва ли в какой литературе найдется более определен­ное провозглашение практически-утилитарной пользы об­разования; только крайняя, чисто египетская наивность не­сколько искупает откровенность, чтобы не сказать цинизм этого единственного в своем роде культурно-исторического трактата. Бюрократическая ограниченность и самодовольство нашли в нем полное выражение, и конечно, мы должны иметь это ввиду, оценивая на основании данного памятника положение представителей описанных в нем профессий. На самом деле, как мы уже указывали, городские сво­бодные классы пользовались бла­госостоянием и были не чужды сословного самосознания. Конеч­но, между ними были и низшие на­емные рабочие (например, ткач у Дуау), положение которых было действительно тяжело и ко­торые по социальному положению едва ли отличались от без­защитных «сыновей никого» и крепостных. Во всяком слу­чае городские классы были элементом более благоприятным для центра и царя, чем для номархов; что касается жречества, то в эту эпоху оно еще не достигло большого влияния. Цари, однако, уже теперь стали думать о своем отношении к хра­мам. В этом отношении важен находящийся в Берлинском музее подлинный указ Сенусерта III вельможе Ихернофрету. Он упоминает о нубийском походе и вместе с тем является свидетельством о значении в это время Абидоса и его храма.

«Мое величество повелело, чтобы тебя перевезли в Абидос, поставить мой памятник моему отцу Осирису Хентиементиу, снабдить святое место золотом, доставленным моим величеством из Нубии победой и триумфом. Ты исполнишь это так хорошо, насколько возможно вообще что-либо сделать и угодить моему отцу Осирису. Ибо мое величество посылает тебя, бу­дучи уверенным, что ты все сделаешь, чтобы угодить сердцу моего величества. Ибо ты был приведен во время воспитания моего величества и вырос, как воспитанник ноего величества, как единственный питомец двора.

Тебя сделало мое величество «единственным семером», когда тебе было всего 26 лет. Это сделало мое величество, когда я тебя видел как человека способного и разумного в речи от утробы. И вот теперь мое величество посылает тебя это сделать, ибо мое величествознает, что нет никого, кто бы это все исполнил, как ты. Итак, иди, поспеши и возвращайся, сделав все, со­гласно приказанию моего величества».

Это не столько канцелярский приказ, сколько личное письмо фараона к другу детства (ср. рассказ Геродота о Сесострисе). В Женеве хранится надпись, устанавливающая дату этого посольства:

«Я прибыл в Абидос с главным каз­начеем Ихернофретом, чтобы изваять Осириса Хентиементиу, владыку Абидоса, в то время как царь Сенусерт III выс­тупил и покорил убогий Куш на 19-м году». Дела в храме были, по-видимому, запущены. Ихернофрет рассказывает: «Я сделал для бога носилки, поднимающие красоту Хентиементиу; из золота, серебра, ляпис-лазури и до­рогих деревьев я устроил идолы богов, его спутников и поставил заново их наосы. Я установил, чтобы ча­совые жрецы исполняли свои обязанности, научил их обрядам каждого дня и праздников начал времен года. Я заведовал работами по сооружению барки Нешмет и устроил на ней каюту. Я украсил образ владыки Аби­доса ляпис-лазурью и малахитом, и электром, и вся­кими драгоценными камнями, как украшением членов божества. Я облачил бога его нарядом».

До нас дошло от этого времени несколько подобных же текстов, указывающих на действия царей в этом направле­нии — так, например, при Аменемхете II чиновник Хентем-семти ревизует храмы «от Элефантины до Абидоса» и т. п. Эти ревизии производятся не номархами, а правительствен­ными чиновниками. Визирь в это время делается главным образом градона­чальником столицы; фискальный характер царства выдви­нул теперь на первое место казначея. Но в теории визирь все же оставался первым лицом в государстве.


Нубийские походы не только расширяли границы, но и давали в руки царей мате­риальные средства, теперь особенно необходимые вви­ду исчезновения прежней царской земли. Нубийская добыча дает царю возмож­ность исполнить свой долг пе­ред богами. Кроме благо­честия здесь могло играть роль и желание наложить руку на духовенство и в широки! размерах пользоваться бо­жескими прерогативами для подчинения храмов своему контролю, особенно храмов с таким в это время централь­ным значением, как абидосский.


В это же время у фарао­на появляются постоянные гвардейские войска, настоя­щая опора трона, «сопро­вождавшие своего господи­на во всех путях его». Уже в надписи Себекху мы ус­матриваем начало того во­инского духа и офицерско­го честолюбия, какое осо­бенно проявляется в эпоху войн XVIII династии. Опира­ясь на эти силы и ведя даль­новидную внутреннюю по­литику, способные цари XII династии в конце концов успели централизовать Еги­пет, и после Сенусерта III мы уже не видим могуществен­ных номархов: ни одна из их гробниц не идет далее этого царствования.


Указания визирю, которые неоднократно встречаются в гробницах XVIII династии, вероятно, восходят к эпохе Сред­него царства.

«Указание, данное визирю имярек. Собрана коллегия «Кенбет» в залу царских аудиенции. Позвали визиря, который был только что назначен. Его величество сказал ему: «Имей надзор над присут­ственным местом визиря, будь бдителен ко всему, там происходит; от этого зависит порядок во всей стране. Должность визиря не из приятных. Она горь­ка с самого начала. Она медь, окружающая золото для дома своего господина. Она требует не обращать внимания ни на князей, ни на сановников, не позволяет делать рабов из каких-либо людей, старается для него, а не для другого. Когда явится проситель из Верхнего или Нижнего Египта, вообще из всей земли, позаботься, чтобы во всем было поступлено согласно закону. Чтобы все было сде­лано, как следует, и (всякому) была оказана справедли­вость. Ведь князь у всех на виду вода и ветер разгла­шают все, что он делает. Ведь никогда не остается не­известным, что он сделал. Разбирая дело (просителя), он не должен полагаться на слова подчиненного, а дол­жен знать на основании собственного суждения и ска­зать в присутствии подчиненного: «Мне незачем здесь иметь голос я отошлю просителя с его делом к дру­гому сановнику или князю». Для князя наиболее безо­пасно действовать по предписанию, делая то, что ска­зано. Проситель после решения не должен говорить: «Мне не оказано справедливости».

В мемфисском церемониале визиря есть изречение, кото­рое произносил царь, увещевая визиря быть кротким:

«…(Остерегайся) того, что говорится про визиря Ахтоя». А говорится следующее: «Он притеснял своих родных в пользу чужих из боязни, что о нем скажут, буд­то он несправедливо пристрастен к своим. Если кто-либо из них жаловался на приговор, который он имел в виду исполнить, он все-таки упорствовал в своем утес­нении. Но это уже сверхправосудие». «Не забывай решать справедливо. Богу ненавистно лицеприятие. Это уче­ние. Поступай так. Относись к знакомому так же, как и к незнакомому, к тому, кто близок к царю, так же, как и к тому, кто далек от его дома. Князь, который так по­ступает, будет прочен на своем месте. Не удаляй про­сителя, не выслушав. Если имеется проситель, желаю­щий обратиться к тебе с просьбой, но он не тот, за кого себя выдает, то ты откажи ему, объяснив причину от­каза. Ведь говорят: «Просителю приятнее внимание к его словам, чем исполнение того, из-за чего он пришел». Не приходи в ярость против кого-либо без основания. Будь гневен только ради того, что вызывает {справедливый) гнев. Окружи себя страхом, чтобы тебя боялись; князь это князь, которого боятся, но уважение к князю бывает, если он творит правду. Если же кто-либо слишком часто действует страхом, то во мнении людей он не совсем прав, и они не скажут о нем: «Это человек». Если князь пользуется уваже­нием, страх повергает перед ним лжеца, но уважение ты приобретешь лишь тогда, если будешь отправлять свою должность, творя правду. От поведения визиря ожидают, чтобы он творил правду ведь это настоящий закон со времен бога. Ведь как называют великого секретаря визиря? Его называ­ют «писец правосудия». Зала, в которой ты судишь, зак­лючает в себе судебную палату для объявления приго­воров, и тот, кто должен творить правду перед всеми людьми, Человек, отправляющий должность, обыкновенно действует согласно данному ему (указанию). Блажен человек, действующий согласно сказанному ему. Никогда не делай затяжек в правосудии, закон которого тебе известен. Дерзкому свойственно то, что царь любит больше опасливого, чем дерзкого. Итак, поступай согласно этим данным тебе (указа­ниям) ведь таким путем можно достигнуть счас­тья, и обрати внимание на участки земли, приводя их в порядок… Вот указание, тем данное».

Возникает вопрос о древности этого текста. В языке как его, так и примыкающих к нему списков служебных обязан­ностей, вообще архаичном, попадаются выражения, прямо указывающие на Среднее царство и его деловой язык. Упо­минание церемоний Мемфиса, может быть, имеет и виду не­давно введенный новый порядок.

Хотя XII династия происходила из Фив. но цари жили пре­имущественно в Файюме и крепости Иттауи (« Владение обе­ими землями»), к югу от Мемфиса, близ нынешнего Лишта; около этого города, а также у Дашура, они строили свои гроб­ницы. Поэтому и в Туринском папирусе они названы «дина­стией Иттауи». Во время сооружения каждой пирамиды, вок­руг нее образовывался целый город, который покидался после окончания строительства. Петри раскопал один из этих городов, Кахун; там найдена целая серия деловых бу­маг, проливающих свет на бытовую и юридическую сторон эпохи, и отрывки литературных произведений. Готье производил раскопки в Лиште, у пирамид Аменемхета I и Сенусерта I Де Морган раскопал в Дашуре гробницы царевен вре­мен Аменемхета III; при этом были найдены различные золо­тые с эмалью украшения чудной работы; вообще изделия времен XII династии отличаются замечательным изяществом. Сами пирамиды несравненно меньше тех, которыми просла­вилось Древнее царство. Они частью строились из кирпича и не требовали такого напряжения рабочих и материальных сил, что опять-таки характерно для царей XII династии. Не­смотря на все предосторожности, запутанные ходы и т. п., большинство пирамид разграблено еще в древности и, ка­жется, не без вины строителей и чиновников, оставлявших во время сооружения лазейки. Строительная деятельность царей XII династии была вооб­ще значительна. Кроме Фив, их вниманием пользовалась Дель­та, где особенно следует отметить увековеченное в дошедшей до нас поздней копии на коже надписи сооружение храма Ра в Гелиополе при Сенусерте I. Искусство эпохи признается сто­ящим на весьма высокой ступени. Царские статуи замечатель­ны по индивидуальности и реализму. Особенно обращают на себя внимание статуи Аменемхета III в Эрмитаже и в бывшей коллекции В. С. Голенищева. На основании их В. С. Голенищев доказал, что приписывавшиеся раньше гиксосам тинисские сфинксы передают портретные черты этого царя.


Кроме этого текста, гробницы визирей содержат еще более длинные надписи с пе­речнями их служебных обя­занностей.  Все эти тексты крайне трудны, и только бла­годаря усилиям Гардинера, Дэвиса и  Зете,  предприни­мавшим сличения на местах, указание сделалось сколько-нибудь доступным для пере­вода  и  объяснения.  Зете высказал убедительные со­ображения  относительно происхождения и значения текста. Первое впечатление может внушить мысль, что это индивидуальное наставление, действительно сказанное ца­рем и увековеченное визи­рем, — здесь речь идет не об объективных юридических нормах, а о личных взглядах и желаниях царя и о нрав­ственных обязанностях визи­ря. Но уже то обстоятельство, что текст повторяется в трех гробницах и, наверное, был во многих других, теперь постра­давших, заставляет отказать­ся от этого мнения и видеть в нем документ, также офици­альный и входивший в состав церемонии назначения визи­ря. Это нечто вроде тех «ре­чей по книгам», которые и в настоящее время произно­сятся во время церемоний.


Фивами греки называли город Нут-Амон — «Град Амона», по-гречески Диосполь; или, по имени нома, Уаст.


Некоторые из пирамид на­ходятся у входа в Файюмский оазис. Эта плодородная стра­на достигла при XII династии высокой степени процветания, и культ ее бога Себека, кото­рого изображали в виде кро­кодила, распространился в Египте. Греческие писатели говорят о двух чудесах Файюмского оазиса: о Меридовом озере и о лабиринте; по­строение последнего припи­сывалось Аменемхету III. Меридово озеро, вероятно, ес­тественное. Аменемхет I сде­лал из него огромный резер­вуар, регулируемый каналами и шлюзами, а также путем осушки излишней части вьиграл несколько тысяч десятин плодородной земли. Что ка­сается лабиринта, то мы зна­ем, что в эпоху Птолемеев и позже он служил пантеоном египетских божеств. Перво­начально лабиринт был погре­бальным храмом Аменемхета III


К сожалению, до нас не дошло храмов этого времени. Един­ственный доступный по своим остаткам для изучения храм Среднего царства — это выстроенный Ментухотепом V в Дейр-эль-Бахри для своего заупокойного культа. В нем еще сохранена пирамида, но она уже весьма ничтожных размеров и попала в середину сооружения, будучи окружена храмовы­ми постройками. Она находится в середине большой, поме­щенной на эспланаде ипостильной залы из восьмигранных «протодорическнх» колонн; сзади ее в самую скалу уходит так­же имостильная, узкая часть, оканчивающаяся святилищем.

Царь покоился не в пирамиде, и не под ней — под храмом най­дена только пещера, где стояла статуя его «Ка», а, по-видимому. где-то вблизи, уже в гробнице, высеченной в скале. В са­мом храме оказались погребенными женщины из его гарема, жрицы Хатор» (одна из них — негритянка). Саркофаги их выделяются из всех других тем, что на них имеются раскраенные барельефы, представляющие сцены перенесенной по ту сторону земной жизни, т. е. как бы являются гробницами в малом виде и имеют на себе изображения, подобные поме­щавшимся обыкновенно на стенах мастабы. Выше их но художественности были, сохранившиеся лишь в обломках, хра­мовые барельефы и царские статуи, вероятно, произведения скульптора Мертисена, современника Ментухотеиа V.

В гробнице номарха Ухухотепа III, в Меире, найдены уди­вительные барельефы свободного натуралистического сти­ля, указывающие на существование здесь свободной от мемфисских традиций школы художников и находящие себе по­добие только в близкой отсюда географически Телль-Амарне времен Эхнатона.


От скульптора Мертисена до нас дошла находяща­яся в Лувре надгробная пли­та, где он говорит о себе: «Я был искусный художник. Я знал мое искусство, умел изображать фигуры при вхо­де и выходе, чтобы каждый член был на надлежащем месте. Я знал, как их изоб­разить, ходящего мужчину и колесницу женщины, поло­жение руки, охоту на гиппо­потама, бег…»


Начиная с VII династии, представления о загробной жизни демократизуются — магические формулы уже пишутся на деревянных гро­бах простых смертных, при­чем рядом с «пирамидными» формулами появляются и новые. Одни из них облег­чают покойному путь по за­гробной воде и суше (Кни­га о двух путях) и посвяща­ют его путем магических формул в тайны небесной географии, являющейся про­тотипом земной и имеющей свои Гелиополь, Буто, Аби­дос и Океан; в других — он получает через магичес­кие формулы средства «не впасть в сеть» демонов, из­бавиться от опасности «хож­дения перевернутым вниз го­ловой», затем возможность появляться на земле, «выхо­дить днем», приняв по жела­нию вид цветка, птицы, бога Птаха и т. п. (это учение гре­ки ошибочно смешали с индийским   о  переселении душ).


Популярные