Много веков корона обессиливала себя, раздавая земли храмам и вельможам и освобождая их от повинностей. За это время образовалось новое поместное дворянство, служилого происхождения, но превратившееся в родовое и феодальное. Несколько поколений благодаря (пока, конечно, контролируемой и регулируемой центром) наследственности пожалованных земель, связали его с провинцией и отдалили от столицы, где теперь к тому же и власть не была прежней — ее доходы сократились, влияние упало, несмотря даже на экстренные меры. К числу таких мер следует отнести введение ежегодного ценза, о котором говорит Уна, и учреждение должности «начальника юга».
Демократизация заупокойных культов и верований также в немалой степени содействовала падению царского некрополя: теперь стало входить в обиход представление о доступности загробных благ помимо царя, о слиянии всякого умершего с Осирисом, погребенным в Абидосе.
Этот город делается теперь мало-помалу всеегипетским центром — он отвлекает покойников от столицы; сюда стремятся благочестивые египтяне, чтобы лечь у Благого бога. Во всяком случае, уже при V династии замечается привязанность знати к областям. В последних появляются центры с владетельными фамилиями, которые уже мало-помалу перестают всюду сопровождать фараонов, «уйдя со своего города и своего нома», и начинают хорониться в некрополях своих городов, «там, где жили их отцы, создавшие их плоть благородные первых дней». Вместе с тем замечается ещё одно явление — накопление должностей и чинов.
Очевидно, несколько поколений царской службы накопило для родов целые титулатуры, в которых прежние названия должностей отчасти перешли в простые чины; лучшим доказательством этому служит, между прочим, появление нескольких «казначеев и хранителей печати» и т. п. одновременно. Может быть, этим обозначалось, что данное лицо является хранителем печати в своем номе.
Наконец, поземельная знать делается совершенно независимой от центральной власти, которая после VI династии ослабела и была не в состоянии поддерживать единство государства. Долгое время четыре следующие династии (VII—X) с манефоновскими цифрами и полным отсутствием памятников давали повод к самым разнообразным предположениям. Теперь в общем мы можем уяснить себе характер этого переходного времени от Древнего царства к Среднему.
Манефон говорит, что VII династия дала семьдесят царей, правивших семьдесят дней, — очевидно, перед нами след какого-то сказания вроде Геродота. VIII династию он называет мемфисской с восемнадцатью царями при ст сорока шести годах. В абидосском списке действительнонаходим после VI династии семнадцать имен, напоминающих имена этой династиии, следовательно, примыкающих к мемфисскимтрадициям. Туринский папирус приводил только немногие из этих имен и затемподвел общую сумму первых восьми династий «с Мины» — девятьсот пятьдесятпять лет. Очевидно, этот период считался законченной частью египетской историии соответствовал тому, что мы называем Древним царством.
В Коптском храме были найдены документы царей: преемника Уаджскара и Ноферкаугора. Первыйиз них представляет льготную грамоту, данную визирю на сооруженные последним всвою память постройки при храмах; вторая дает текст царского указа напоземельное пожалование в пользу храма Мина в Копте. Из этихдокументов можно вывести, что Копт был некоторое время резиденцией двора иуправления, столицей царства, в состав которого входил и Абидос, так как в тамошнем царском списке значится и Ноферкаугор. Больше мы знаем о признававшихсяна более значительной территории владетелях Гераклеополя, от которых зависел богатый иплодородный Файюм. Манефон насчитывает две династии Гераклеополитов (IXи X, может быть, частично одновременно с VI и VIII «мемфисскими»). Основатель IXдинастии Хети I (АхтойМанефона) владел всемЕгиптом и оставил нам кое-где следы своей власти; к сожалению, предпринятыеангличанами раскопки в его столице дали мало древних памятников.
Но несомненно, что потом его также не в состоянии былисправиться со своеволием номархов. Война иразбой господствовали по всей долине; до нас дошли в числе прочего изображенияосад крепостей и битв между египтянами. Не исключена возможность и нашествий свостока. Культура падала. Надписи номархов и изображения поражают варварством,свойственным провинциальному мастерству и смутному времени. Много памятников древних царей в этовремя погибло и было разрушено; пострадали также и гробницы номархов. Так,владетели Гермополя времениСреднего царства сообщают, что они восстановили разрушенные могилы своихпредков; номарх Гермонта Иниотеф хвалится: «Я нашелжертвенный покой князя Нехтикерав упадке; его стены были стары, все его статуи были разбиты, некому былопозаботиться о них. Я их сделал заново».
Цари VI династии, начиная с Пепи I, имели резиденцией свой город близ некрополя Саккара и пирамиды этого царя, названной Миннофру («Благое пристанище»). Это название перешло и на город, и оно было переделано греками в Мемфис — под этим именем понимали, однако, огромный город, в состав которого вошел и древний город Птаха с Белой стеной. Таким образом, наконец, сформировалась столица Нижнего Египта, но она уже не имела того характера, как прежние царские резиденции, равно как и царский некрополь стал представлять теперь иную картину. Они перестали быть всепоглощающим центром египетской жизни.
Род одноименных номархов, вероятно, его потомков, сидел в соседних Фивах. Они распространяют свою власть и далее. Так, один из них, также Иниотеф, принял титул охранителя врат юга», который носили элефантинские номархи; его преемник Иниотеф Великий (т. е. старший) уже принял титул «царя Верхнего и Нижнего Египта», распространив свои владения от Тиниса и 10-го нома до порогов. Он строил в Фивах Карнакский храм и был погребен в Фивах. Таким образом, номархи Фив делаются серьезными соперниками Гераклеополитов. На сторону последних становятся богатые владетели Сиута (совр. Асьют), надписи и роскошные гробницы которых проливают свет на этот темный период.
Уже сами имена сиутских номархов (Ахтой I и II) указывают на связь с Гераклеополем; возможно, что они получили свой ном в лен от фараонов IX династии. Ахтой I, воспитанный с царскими детьми, хвалится своими заботами о благосостоянии нома, о проведении каналов, о поднятии скотоводства, о правосудии; говорит, «что Сиут был удовлетворен его управлением, а Гераклеополь благодарил за него бога», с гордостью говорит о флоте и своих солдатах. Последних пришлось пустить в ход его преемнику Тефьебу, когда «южные номы пришли, соединившись от Элефантины до Гау». Он победил их и прогнал до своей южной границы, может быть, у Абидоса. Нашествие было отражено и на суше, и на Ниле; южная часть области укреплена.
Об этой войне мы узнаем, кажется, и от другой стороны. Раскопки в фиванской Курне, проведенные Петри, обнаружили некрополь времени Иниотефов, и здесь найдена надпись вельможи Джари со следующими словами: «Отправил меня Гор Уахонх, царь Верхнего и Нижнего Египта, сын Ра Иниотеф (IV) посланником, после того как я сражался с домом Ахтоя в области Тиниса (!). Пришло (?) известие; правитель дал мне судно в видах защиты южной страны на всем ее протяжении к югу до Элефантины, к северу до Афродитополя».
Таким образом, война была при Иниотефе IV Тефьеб хвалится: «Я был Нилом для своего народа», истребил разбойников, так что «спавший на дороге благословлял меня, ибо был в безопасности, как дома — мои солдаты защищали его».
Сын его, Ахтой II, современник гераклеопольского фараона Мерикара и назначенный «главнокомандующим всей земли», выручил из беды самого фараона, так как неприятель теперь появился в непосредственной близости к Сиуту.
Он прогнал его и проводил со своим флотом царя в его столицу, где их встретили с торжеством. Этот Ахтой был до такой степени солдатом, что даже взял с собой в гробницу модель военного отряда. Таким образом, услуги воинственных сиутских владетелей поддерживали шатающийся трон Гераклеополитов.
Памятников от царей после Пепи II у нас весьма немного: слабые и, может быть, даже номинальные фараоны не имели возможности заявлять о себе ни в Египте — постройками, ни за границей — экспедициями. Зато многие данные указывают на то, что Египет распался на области с могущественными владетельными фамилиями, которые часто сами стремились к короне и принимали царские титулы.
Гермопольские правители — Аханахт, Их и, Нехери, Тотнахт и другие — владели знаменитыми хатнубскими копями, в которых дошло до нас много длинных курсивных надписей с изложением обстоятельств экспедиций для разработки их в видах сооружения храма Тоту. Они самостоятельно распоряжаются этим государственным имуществом и уже при VI династии доставляют царю алебастр больше как подарок, чем как повинность. Здесь же номархи говорят о своих заслугах по отношению к жителям своего нома и его богу-покровителю Тоту. Эти надписи чрезвычайно интересны для представления о развитии самостоятельности номархов и истории этого времени. Так, два владетеля упоминают, что они «спасли свой город во время великого грабежа и ужасов, что от царского дома». Вероятно, Гермополь пострадал во время войн Гераклеополя с Фивами.
Насколько эта поддержка была необходима, видно хотя бы из того, что между фараоном и его верным номархом находилась другая богатая владетельная фамилия — князей Гермополя, которые чувствовали себя самостоятельными и даже датировали свои надписи по годам своих княжений; они редко называют фараонов по имени, хотя и говорят о себе как об их вельможах.
Географическое положение между гераклеопольским фараоном и его видным вассалом Сиутом указывало ему политику — быть против Фив, и в то же время не давало возможности сделаться полностью независимым. Однако номарху Нехери недоставало до этого весьма немногого. Он, правда, не принял царского титула, но употреблял царские эпитеты и называл себя «сыном Тота», пародируя фараоновское «сын Ра». Его подданные клянутся его именем, а чиновники называют его своим господином. Один из них, казначей и адмирал Нутерхоперу, говорит о своих путешествиях в Элефантину и в Дельту, «чтобы исполнить поручения своего господина в посольствах к царскому дому»; он говорит: «Я вернулся назад с довольным сердцем, исполнив все, зачем был послан; совет дворца был в восторге, ибо мой господин был весьма любим при дворе».
Конечно, Гераклеополиты не могли не дорожить важным союзником и давали ему всякие льготы. В то же самое время и на юге, кроме Гермополя и Фив, были номархи в Дендере, многочисленные, довольно варварские и мало содержательные надписи которых найдены в 1898 г. Они, по-видимому, признали власть фиванских Иниэтефов. От одного из них, Хнемредиу, найдена длинная надпись, в которой он называет себя уполномоченным царицы Нофрукаит, Задевшей землями от Элефантины до Афродитополя и, вероятно, принадлежавшей к фиванскому дому, очевидно, регентши или наследницы. Он уже даже не называет себя князем и номархом, а простым чиновником. Дендера сделалась простой провинцией фиван-ских фараонов, которые в это время пока владели только до Афро-дитополя. Фиванские цари покорили Сиут и покрыли штукатуркой надпись Тефьеба, повествующую о победе над югом.
Один из фиванских царей—Ментухотеп III —называет себя «сыном Хатор, владычицы Дендеры»; следовательно, он соединил в своем лице сан номарха этой области. На том же памятнике этот царь притязательно изобразил себя поражающим четырех врагов: пунтийца, нубийца, азиата, ливийца. Следы его найдены в Хаммамате и на самом юге Египта, на острове Коноссо, у первого порога Нила. Около того же времени фиванские фараоны проникли до второго порога, в Северную Нубию, где также попадаются их имена. Наконец, Ментухотеп IV (тронное имя «Кормчий обеих земель») принимает уже совершенно правильную, полную царскую титулатуру. Очевидно, победа над севером была одержана и Египет снова объединен под властью одной династии. Начался новый период истории Египта — «Среднее царство».