Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

И.В. Можейко «7 и 37 чудес» Глава «Чудо Первое — Египетские Пирамиды»

Египетские пирамиды — самые известные на Земле соо­ружения. Более знаменитых не сыщешь. Притом они и са­мые древние из знаменитых. Гигантские усыпальницы фа­раонов четвертой египетской династии — Хуфу (Хеопса) и Хафры (Хефрена) возведены около пяти тысяч лет назад, и ни время, ни завоеватели не смогли ничего с ними поделать. Почти три тысячи лет существовало после этого Египетское государство: сменялись на престоле фараоны и цари, но пи­рамиды, воздвигнутые на заре египетской цивилизации, остались самыми могущественными сооружениями страны, да и всего мира. Когда мы сегодня говорим о том, что в 1889 году пирамида Хеопса перестала быть самым высоким зданием мира, уступив первенство Эйфелевой башне, мы прикрываем несоизмеримость сооружений абстракцией мертвых цифр. Высота — лишь одна из характеристик пира­миды. Громада высотой в 137 метров (раньше она достигала 147 метров, но вершина пирамиды обвалилась) сложена из 2 300 000 тщательно обработанных глыб известняка, каждая весом более двух тонн.

Практически без всяких механизмов, с помощью лишь клиньев и кувалд, глыбы вырубали в каменоломнях на другом берегу Нила, обрабатывали на месте, затем перетаскивали папирусными канатами к воде, волок­ли на строительную площадку и по отлогому склону холма, который рос вместе с пирамидой, втаскивали на вершину. Геродот уверяет, что строили эту пирамиду двадцать лет, за­нято на строительстве было одновременно сто тысяч чело­век, которые менялись каждые три месяца, и сколько их оставалось через эти три месяца в живых, знали лишь фараоновы писцы — до нас число жизней, принесенных в жертву пирамиде, прежде чем она стала усыпальницей одного чело­века, не дошло. Фараон увел с собой в темное царство смерти десятки, а скорее всего, сотни тысяч подданных. Зато подлинно известно, что к этому двадцатилетнему подвигу народа, подвигу, на мой взгляд, бессмысленному, но гран­диозному, никакого отношения никто, кроме египтян и ра­бов из соседних стран, не имел. Каждый этап строительства был запечатлен художниками и в наши дни подтвержден археологами. При необходимости можно было бы выстроить эту пирамиду снова, скопировав в точности все действия строителей: в каменоломнях найдены папирусные канаты, за которые оттуда вытаскивали глыбы, и инструменты каме­нотесов.

Мы воспринимаем египетские пирамиды как факт, не за­думываясь о их происхождении. Мы можем объяснить их с точки зрения экономики: накапливался прибавочный продукт, общество в лице его правителей не видело лучшего ему применения, чем возвеличивание земной и небесной власти. Мы можем объяснить их появление психологически: фараон, живой бог, должен был получить место упокоения, полно­стью подавляющее воображение человека. Но почему именно пирамиды? Почему именно эта массивная гробница, внутри которой, как жучок в большом яблоке, спрятан саркофаг фа­раона? Ведь кто-то должен был придумать пирамиду, обосно­вать ее, сконструировать — не пришельцы же уговорили фа­раона на это предприятие?

Имя гения, пожалуй первого гения, отмеченного в исто­рии человечества, и даже его внешний облик известны. Его признали при жизни и помнили тысячелетия после смерти. А раз так, то и нам стоит помнить его имя — Имхотеп. У Леонардо да Винчи был достойный предшественник.

Имхотеп по призванию и по делам своим — гений универсальный и щедрый. Он был современником Джосера, основателя третьей династии (чуть менее трех тысяч лет до нашей эры). До этого времени в Египте, объединенном за че­тыре века до первой династии, почти не строилось каменных зданий. Жилые помещения сооружались из дерева, тростника или глины, а дворцы и мастабы — погребальные сооружения в форме спичечной коробки — из кирпича, сырцового, а по­рой и обожженного.

Джосер, как и положено фараону, тоже начал строить се­бе гробницу при жизни — солидную мастабу, которая частич­но сохранилась. Гробница была построена, но не использована по назначению.

Должно быть (а известно, что Джосер умер глубоким стариком и правил восемьдесят лет), Имхотеп был младше фараона или выдвинулся и стал известен лишь где-то в се­редине царствования Джосера, а когда пути фараона и ар­хитектора скрестились, мастаба была почти завершена. Толь­ко так можно объяснить тот факт, что, забросив старую гробницу, фараон начинает все снова — и строит первую настоящую, изобретенную Имхотепом, пирамиду. Строит ее из камня.

Пирамида выглядела так. На традиционную мастабу, правда не виданных ранее размеров, поставлена вторая, меньшая. И так далее, до шести уменьшающихся мастаб — вот и родилась ступенчатая пирамида высотой под семьдесят метров.

Второе изобретение Имхотепа в области строительства также связано с пирамидой Джосера. Впервые вокруг усы­пальницы фараона был создан храмовый комплекс, также возведенный из камня. Правда, Имхотеп не смог сразу разо­рвать связь с деревянной архитектурой: колонны, крыши, карнизы, стены этих зданий точно воспроизводят все струк­турные и орнаментальные детали традиционных деревянных и кирпичных форм египетской архитектуры. Потребуются еще столетия, чтобы камень полностью забыл о том, какими были здания раньше, и, забыв, нашел новые формы. Гений Имхотепа не ограничивался лишь строительством. Будучи, как и многие выдающиеся люди древности, священ­нослужителем, Имхотеп остался в памяти потомков великим магом и волшебником, а вернее всего, ученым — заря науки неизбежно связана с магией. Был он и писателем. «Поговорки» Имхотепа, восход древнеегипетской литературы, сохра­нились в фольклоре. Интересно воплощение его писательской славы. После смерти он превратился в бога — покровителя писцов. Прежде чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда, принося таким образом бескровную жертву своему богу-покровителю. Имхотеп даже стал дважды богом: и через два с половиной тысячелетия за бога медици­ны его почитали древние греки.

Статуя Имхотепа была, по-видимому, первой статуей ученого в мире, ее обломки найдены в заупокойном храме фараона — еще одно доказа­тельство тому, что истинный гений часто получает признание при жизни. Что касается поздних статуй, то трудно отыскать крупный музей в мире, где не было бы бронзовой либо каменной статуи Имхотепа. А в Мемфисе даже существовал храм в его честь.

Популярные