Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

Н. Верник «Защита Египта от Хаоса: Рамсес III и его сражения»

На протяжении всей истории каждого правителя характеризует его способность обеспечить безопасность своим подданным. Люди чувствуют себя защищенными или постоянно опасаются вторжения чужеземцев, которые могут вторгнуться в их земли и поработить всех? В эпоху правления Рамсеса III было множество военных конфликтов. Однако они не похожи на военные компании Тутмоса III или Сети I, которые отправлялись за границы своих земель в поисках битвы. Кампании Рамсеса III были другими, поскольку они, прежде всего, носили оборонительный характер.


Пленники, после успешной военной кампании против морских народов.
Сцена на стене Мединет-Абу — заупокойного храма Рамсеса III.

Усермаатра-Мериамон Рамсес (Рамсес III) (1184-1153 годы до н.э.) построил грандиозный заупокойный храм на западном берегу Нила в Уасет (Фивы). Этот храм, названный «Объединенный с Вечностью», известный сейчас как Мединет-Абу, является нашим главным источником информации о военных достижениях Рамсеса III.

Рамсес воин. Сцена первого пилона храма — фараон, прогоняющий врагов Египта.

В эпохуНового Царства батальные сцены обычно изображались на внешних стенах храма, чтобы их мог увидеть каждый приезжий. Однако историческая достоверность этих сцен часто подвергалась сомнению. Некоторые ученые зашли так далеко, что назвали изображения и сопровождающие их тексты претенциозными и идеализированными (по их мнению эти события вымышлены). Когда мы смотрим на эти сцены, мы должны иметь в виду, что искусство Древнего Египта имело жесткие правила и стандарты, которые могли исказить правду. В египетском каноническом искусстве было приемлемо изобразить фараона как вечного победителя над иноземными врагами. Это краеугольный камень в понимании военного искусства Древнего Египта. Египтяне считали Египет центром порядка и справедливости, в то время как все страны, лежащие вне их царства, были подчинены беспорядку и хаосу. Поэтому для фараона было необходимо показать себя победителем египетских врагов, чтобы доказать Нетеру и своим подданным, что он способен править.

Этот аспект может быть ясно замечен на обратной стене храма. Сцена показывает фараона, нападающего на группу нубийцев — типичная нарицательная сцена, которую можно принять без каких-либо сомнений. Однако нет никакого свидетельства того, что Рамсес III когда-либо проводил такую кампанию. Многие ученые соглашаются, что это просто пример прославления фараона, утверждающий его право на власть.

Следующая сцена — в серверо-западном направлении на северной стене — военная кампания пятого года (1181 до н.э.) правления Рамсеса III — Первая Ливийская война. Ливийцы хотели захватить власть в 1208 до н.э. — время правления фараона Мернептаха  (1213-1203 до н.э.) Мернептах оборонялся от них на протяжении всего своего царствования и защитил северо-западную границу Египта.

При Рамсесе III ливийцы напали в союзе с племенами машауашей, либу и сепедов, которые вторгались ещё в прошлой войне при Мернептахе.

Согласно древним текстам, фараон получает новость:

«Чехену (ливийцы) — в движении, они затаились. Они собрались, их сошлось несметное количество, в том числе либу, сепеды и машауши, все собрались и устремились против Египта».

Рамсес III немедленно ответил на эту угрозу. На северной стене мы видим, как египетская армия готова встретить это нападение. Перед фараоном изображены иностранные наемники, воины-египтяне, колесницы, составляющие большую часть войска. Рамсес III едет в своей колеснице с синей боевой короной на голове. Следующая сцена слева. Ливийская коалиция побеждена египетскими силами в беспорядочном хаосе битвы, Рамсес изображен в крепости неподалеку. Это была одна из египетских крепостей, которые были построены для отражения ливийских атак. Пленные проходят справа, в это время писцы делают записи рук убитых вражеских солдат – всего 38 000 рук.

Писец с отрубленными у врагов руками (по египетским обычаям у убитых врагов отрубали руку, чтобы враги не могли навредить живым после своей смерти).

Уильям Мурнан, подробно изучивший храмовые изображения, предположил, что эти данные, возможно, были преувеличены, чтобы представить эту победу более грандиозной, чем столкновение Мернептаха, при которой было убито 9300 врагов. Рамсес III одержал великую победу, которая должна была защитить границы Египта.

На восьмом году (1178 до н.э.) правления Рамсеса IIIгруппа соседних народов угрожала землям Египта в Ливане (Территория современной Сирии и Израиля). Письменный учет этого столкновения находится на внешней стене второго пилона храма, и это — самая длинная известная иероглифическая надпись. Сцены представлены на внешней стороне северной стены. Если и было что-то способное увековечить Рамсеса III, то именно эта война, определившая его роль в истории. События описаны подробно, что проливает на них некоторый свет на фоне истории:

Рамсес III и побежденный ливиец. Сцена на южной стене Храма.

«И вот, северные страны, которые на своих островах, трепещут… они затаились на своих островах. В один момент поражены и рассеяны в сражении страны хеттов, Кеде (Киликия), Кархемиш, Сицилия и Кипр, но все прекратилось в одночасье [вторжение уничтожило эти страны]. Лагерь был разбит в Аноре (южная Сирия): они истребили его людей, а его земля была подобно той, которая никогда не существовала [как если бы она никогда не существовала].В их союз входили пелсеты (филистимляне), чекеры, секлеши, денены (данайцы) и уашаши. Они наложили свои руки на страны [очень] по всей Земле, их сердца были уверены и полагали, [говоря]: «Наши планы преуспеют».

Согласно этой надписи, мы можем утверждать, что «морские народы», как они называются в современной литературе, являлись союзом групп народов Восточного Средиземноморья. Однако B. Сифола, в своем исследовании настаивает, что тогда еще не существовало подобной объединенной политической единицы. Однако аргументы на стороне версии политического единства морских народов, фактически они пытались захватитьСирию-Палестину. Падение Империи Хеттов приписано их перемещению в Малую Азию. События этой военной кампании разбиты на семь эпизодов на северной стене в Мединет-Абу. Первая сцена, направо от последней сцены, изображающей Первую Ливийскую Войну, представляет Рамсеса III, наблюдающего за раздачей оружия солдатам. Следующая сцена отражает подробности представленные в предыдущей сцене. Стратегия Рамсеса III имела два момента: собираясь напасть на морские народы в Сирии-Палестине (обозначенной в текстах топонимом Джахи), он приказал, чтобы египетские суда защищалиДельту.

«Я установил свое пограничное укрепление в Джахи (район Финикии), оно было поставлено еще до того, как устья Нила с военными судами, галерами и баржами я сделал подобными мощной стене»

Битва против морских народов. Рамсес стреляет во вражеских лучников

Следующая сцена, с которой мы сталкиваемся — сражение в Ливане. Рамсес III показан в торжественной манере, являясь главной фигурой в сцене, он натягивает тетиву лука. В этом эпизоде египетские войска побеждают морские народы. Воины морских народов обозначены перьями или тростниковыми шлемами. Интересный аспект этой сцены -
то, что на высшем регистре и в середине пейзажа изображены волы с телегами. Каждая телега, запряжена четырьмя волами, тянущими её. Египтяне яро нападают на
эти телеги, на некоторых из которых, кажется, сидят женщины и дети. О людях в этих телегах писали много, и многие исследователи пришли к заключению, что
морские народы путешествовали со своими семействами. Однако очевидно, что никакая армия не путешествовала бы с такими медленными транспортными средствами (их максимальная скорость — пятнадцать миль в день, а если точнее – восемь миль). Это не предположение — это факт. Вероятнее всего, телеги могли быть заполнены людьми и сокровищами, захваченными в предыдущих сражениях.

Интересен ряд сцен, которые сначала кажутся не подходящими по тематике — Рамсес III, охотящийся на львов. Это подобно сцене охоты Тутмоса III на слона после первого похода в Сирию-Палестину. Исследования этой сцены Д. О’Коннером окончательно определили,
что это одна из сцен славящих фараона символизируетсилу царей против сил хаоса – даже дикие львы склонились перед фараоном. На внешнем тыле южного пилона изображена подобная символическая сцена, представляющая охоту Рамсеса на дикого быка.

Рамсес III, охотящийся на быка. Сцена представлена на тыльной стороне первого пилона храма.

Военно-морское сражение представлено в следующей сцене. Возможно оно проходило в одном из устьев дельты на восточной стороне. Рамсес III снова представлен центральной фигурой, но вдали от своей колесницы. Он стоит на телах побежденных противников, снова укрепляя символический жест господства. Налево — египетский военно-морской флот с вооруженными воинами против кораблей морских народов. Морские народы показаны только с мечами в руках — несколько несоответствующее оружие в военно-морском сражении. Интересно, что морские народы имеют три судна с людьми, носящими перья или шлемы из тростника, и два судна с людьми, которые носят рогатые шлемы. Возможно — это попытка художника показать, что нападающие были составлены из двух групп. Внизу этой сцены египетские войны уводят пленников. Рамсес III сообщает нам:

«А тех, которые вторглись с моря встретило в устьях Нила страшное пламя [царского гнева]: ограда из копий окружила их на побережье, их вытащили из воды, окружили и распростерли на берегу, убили и превратили в груду трупов».

В следующей сцене Рамсесу III приводят пленных, а затем — фараон предстает перед Богом.

Рамсес III перед Амоном – Богом Египта.

Это были сражения, которые прославили Рамсеса III и, благодаря описаниям этих событий, мы можем их визуализировать.

Следующая сцена находится на внешней стороне северной стены между первыми и вторыми пилонами. Это сообщает нам, что Ливийцы пробовали снова ворваться в западную Дельту на 11 году правления Рамсеса (1175 г. до н.э.). Предположительно, машауши обосновались как местные жители, и соблазнились богатством плодородных равнин Нила. Машауши продвинулись в Дельту, но Рамсес III использовал хитрую стратегию: он укрыл свою армию, а затем напал на захватчиков. На изображении представлены две крепости; эти укрепления играли главную роль в уничтожении врага. Исторический аспект об этом эпизоде — предводитель машаушей — Машауш во время нападения был захвачен в плен. Его отец Кепер предстал перед Рамсесом III, прося о свободе сына. Рамсес III, желая уничтожить ливийскую угрозу раз и навсегда, атаковал войска Кепера. Машауш, можно сказать, совершил подвиг для своей родины, но при этом 2 175 его воинов были убиты, еще 2 052 мужчин, 588 женщин взяты в плен, а также было захвачено 42 000 животных. Эти народы были отправлены в крепости, чтобы нести воинскую службу. Другие сцены на северной стене показывают сражение между Рамсесом III и сирийско-палестинскими войсками. Их реальность, как нубийская сцена представленная ранее, сомнительна, хотя египтологи ищут дальнейшие подтверждения достоверности этих событий. Однако мы не должны забывать, что включение этой сцены в композицию храма ясно представляет, что Рамсес III властвовал над всеми странами, которые граничили с Египтом. Рамсес III имел право на власть, потому что был спасением Египта.

Кампании Рамсеса III грандиозны в своих свершениях и масштабах. Тексты о Первых и Вторых Ливийских Воинах, также как и защита от нападения морских народов могут быть приукрашены и идеализированы. Однако именно благодаря этим деталям мы можем представить основные трудности, преодолеваемые фараоном. Мы можем быть уверены, что место Рамсеса III в истории как великого полководца было достигнуто через его личное усердие, умение мужественно встречать и преодолевать все вызовы судьбы, посланные ему.

Хотя военные действия Рамсеса III, несомненно, спасали страну от внешнего врага, конец его правления мог быть связан с внутренними государственными проблемами, а его преемникам потом пришлось столкнуться с иностранным вторжением — но это уже другая история.

Николас Верник
Ливерпульский Университет
г. Калгари (Канада)
© “Ancient Egypt
magazine” Volume 5 №7 Issue 31, 2005, (p. 48-53)

Перевод Е. Руденко

Популярные