Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

Е. Руденко «Проблема жизни и смерти в истории человечества: Древний Египет»

Введение

1. Путь в Вечность

2. Загробное воздаяние за грехи

3. Загробная жизнь

4. Сложность души человека

Заключение

Именной и предметный указатель

Список литературы

 Введение

Проблема жизни и смерти всегда волновали и будут волновать человечество. Каждый народ пытался проникнуть за грани известного, домыслить о происходящем в Другом Мире. Древние Египтяне были одним из первых народов, которые религиозно-философски пытались решить проблему жизни и смерти.

Имя «Египет» дали древние греки-эллины, что означает «загадка», «тайна», и эта страна в полной мере оправдывает это название. А древние египтяне называли свою страну «Та-Кемет» — «Черная, плодородная земля» или «Та-Мери» — «Земля Возлюбленная».

Египетской цивилизации удалось победить пространство и время, выжить и возродиться, пройдя через мрачные эпохи варварства и безумия, дать отпор своим завоевателям именно потому, что она сумела воспитать своих великанов духа, ума и сердца. Несмотря на все удары судьбы, которые обрушились на ее долю, мудрость Египта до сих пор продолжает жить и трогать наши сердца, оставляя в них глубокий след. Нет сомнения, что именно она остается самой большой тайной египтян.

Что известно о египетских мудрецах, авторах этих учений? То, что среди них были и фараоны, как, например, Аменемхет I, написавший духовное завещание своему наследнику Сесострису I, чтобы передать ему свой опыт и дать совет, как править с мудростью. А еще раньше один из древних правителей поступил так же, передав свой опыт будущему фараону Мерикара.

Самым известным жрецом-мыслителем Египта был Птаххотеп, чье учение чудом сохранилось на одном-единственном папирусе. Когда ему исполнилось 110 лет — а этот возраст традиционно приписывают мудрецам Египта,— этот знаменитый визир VI династии посчитал нужным оставить после себя письменное свидетельство богатого жизненного опыта и передать его грядущим поколениям.

Вероятно, многие египетские владыки и жрецы писали тексты такого рода, но со временем их творения были утрачены, исчезли с лица земли. Быть может, некоторые из них до сих пор погребены в песках Египта. Так же, к сожалению, имена авторов многих найденных текстов нам не известны.

Эти труды можно назвать первыми философскими опытами человечества. Они далеки по совершенству от античных философских работ, но они дают четкие ответы, на волновавшие тогда вопросы, главным из которых было – проблема жизни и смерти. Философию Древнего Египта можно назвать народной, так как все ее достижения того времени были известны каждому египтянину – о Смерти и Вечности знал каждый.

1. Путь в Вечность

Для египтян жизни и смерти в нашем понимании не существовало. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформируется. Рождение и смерть — две стороны единой жизни. Смерть — это не конец, а лишь новое начало. Это возрождение, продолжение существования Бессмертной Души человека в мире ином, продолжение ее странствия через Вечность.

Человек — часть Вселенной, ее дитя. Древнеегипетские тексты представляют его единством двух противоположностей. Физическое тело — это «Хат», рыба, плывущая в материальном пространстве земной жизни. Телу противостоит бессмертная душа «Ба» — птица. Человек рождается, странствует в жизни земной и умирает, чтобы затем возродиться к новой жизни. Человек — это рыба и птица, объединившиеся для путешествия по бесконечным просторам Вселенной.

Египтяне не боялись смерти. Для них это был «Счастливый Миг» освобождения от земных страданий, возвращения на «свою звезду», на свою «небесную родину». Боль, которую они испытывали, теряя близких, сродни тому чувству, которое вызывает у нас разлука с близким человеком, отправляющимся в далекое путешествие.

Египтяне не просто надеялись на возрождение умершего в ином мире, не просто верили в него. Оно было для них несомненным фактом, таким же, как земное существование человека. Как пройдет путешествие души после смерти, зависело от того, что руководило человеком при жизни: слушал ли он голос собственного сердца, действовал ли в согласии с ним, следовал ли законам истины и справедливости.

Интересны записи древнеегипетских мыслителей. Мерикара писал о Смерти:

«Человек продолжает существовать за пределами смерти, и безумец тот, кто легкомысленно относится к этой истине. Тот, кто достигает жизни в Мире Ином чистым и освобожденным от всякого зла, станет в ней подобен богу: он будет передвигаться там так же свободно, как и все Владыки Вечности.

Знай, что судьи верховного трибунала в Мире Ином не будут снисходительны к тебе, когда пробьет день и час великого суда. Они не замедлят произнести тебе справедливый приговор, ибо они судят и дают оценку всей твоей жизни, словно это был всего лишь один час.

Постарайся, чтобы память, которую ты оставишь о себе после смерти, была совершенной, а это будет так, если при жизни ты будешь служить истине и соблюдать честность и справедливость. Ибо не бывает сердца человеческого, на которое невозможно было бы рассчитывать».

Подобные высказывания есть и в трудах Петосириса:

«Если я достиг вечного города, это потому, что на земле я делал добро, и также потому, что мое сердце с готовностью ходило по пути, указанному Богом. Еще с моего детства до сегодняшнего мига каждую ночь дух Бога просыпался в моей душе, а с начала каждого утра до конца дня я делал то, что Богу нравилось».

Учение об Истине как необходимом условии Вечности не случайна. Египет фараонов был страной мудрецов. Именно поэтому на протяжении всей своей длинной истории, во всех своих действиях Владыки Египта руководствовались законами вселенской Гармонии.

Эти законы воплощались в образе крылатой богини Маат[1] и ее символа — страусиного пера. Маат — это истина и справедливость, благоразумие, порядок, единство и согласие. Она прямо противоположна богине Исефет, символизирующей хаос, беспорядок, лень, небрежность и зло во всех его проявлениях.

В мифах о сотворении Мира говорится, что Бог Творец[2] (Ра, Атум, Амон) положил законы мироздания по Маат — по Истине. Чтобы заслужить после смерти жизнь в Вечности необходимо соблюдение законов Маат.

Законы Маат для египтян были смыслом существования, а их применение на практике — святой обязанностью. В их основе лежала ответственность каждого человека — и царя, и простого смертного — за свои поступки.

Маат живет в сердце человека и в жизни, и после смерти. Маат — вездесущая. Маат — пища Богов, без которой они не могут жить. Но и люди также живут благодаря ей. Без Маат они теряют смысл жизни и Путь, ведущий к Бессмертию. Следовать Законам Маат — это не просто обязательство, это стержень существования, потребность сердца. Это долг чести и образ жизни.

Истина (Маат) — это великий дар Бога. Он дарит ее тому, кому хочет. Сила того, кто следует за нею, спасает несчастного, кто от нее убегает.

Человек, который отворачивается от Истины и законов Ра попадает под власть Апопа – олицетворения Тьмы, Тьма губит людей, предавших Истину, закрывая им путь в Вечность.

Многие изречения философов Древнего Египта основаны на законах Истины. Древне-египетская мудрость следовала законам Маат.

Аменемопе писал:

«Маат живет в сердце человека и в жизни, и после смерти. Маат – вездесущая.

Маат – пища Богов, без которой они не могут жить. Но и люди также живут благодаря Ей. Без Маат они теряют смысл жизни и Путь, ведущий к Бессмертию. Следовать Законам Маат – это не просто обязательство, это стержень существования, потребность сердца.

Это долг чести и образ жизни.

Истина (Маат) – это великий дар Бога.

Он дарит ее тому, кому хочет.

Сила того, кто следует за нею, спасает несчастного, кто от нее убегает.

Маат приходит для того, чтобы быть рядом с тобою. Маат присутствует везде, где ты находишься, и сопровождает тебя, куда бы ты ни шел, так что ты переполнен ею… Одежда, укрывающая твое тело,– Маат… Вдох и выдох твоих ноздрей – Маат… Хлеб, который ты принимаешь в пищу, – Маат… Пиво, которое ты пьешь, – Маат… Говори в согласии с Маат, действуй в согласии с Маат, ибо она Великая, Сильная, и Постоянная… Маат остается с тобой до Вечности. Она сопровождает того, кто следует ее законам, до Царства умерших. Его помещают в саркофаг, и его погребают вместе с нею; Его Имя не будет стерто с этой Земли.

Если ты стал великим, после того как был маленьким, если ты стал богатым, после того как был бедным, если ты присутствуешь на пышных городских торжествах, сумей оставаться скромным и простым. Если ты достиг высокого поста, не допускай, чтобы сердце твое очерствело из-за повышения в должности, ибо ты стал лишь только распорядителем благ, принадлежащих Богам. Вспомни, что твой ближний — такой же, каким был ты сам, поэтому стань для него другом.

Не допускай, чтобы в мелкие и не имеющие значения дела вмешивался мудрец, не то его великие и важные дела пострадают. Не допускай, чтобы в дела государственной важности вмешивался бездарь и глупец. Когда же, если не теперь, ты должен пригласить мудреца, чтобы великие дела не страдали!»

Птаххотеп:

«Не связывайся ни с человеком плохим, ни с человеком бесчестным, и если увидишь, что он украл кусочек хлеба у простого, бедного рабочего, помешай этому, не допускай, чтобы такое повторялось в будущем. И да действуют так люди во всех ситуациях и на всех уровнях».

Анхшешонк:

«Не позволяй, чтобы человек неблагородный, испорченный, несправедливый или бездарный отдавал приказы другим».

Мудрецы Египта стояли у истоков многих прекрасных учений. Все, что они писали, было призвано пробудить человеческий дух, открыть человеческое сердце для восприятия Божественного, превратить его в чистый сосуд, проводящий через себя силу богини Маат. Основной символ Маат — это знаменитое «рулевое» перо, позволяющее птицам направлять свой полет. В Египте птица всегда символизировала Душу. Перо Маат отражало тот руководящий принцип, который дает справедливой душе силу отправиться к новым далям, удачно перейти Реку Жизни и достичь берегов Вечности.

Слово «Себайт» (sebayt) на языке египтян означает «учение». В его основе лежит корень себа, обозначающий среди всего прочего «дверь» и «звезда». Учения египетских мудрецов и есть те двери, которые открывают путь к Мудрости, к познанию основных законов бытия. Они подобны звездам, ведущим человека но дорогам земной и небесной жизни.

Победить невежество было одной из основных задач, которую ставили перед собой древние египтяне. Никто не рождается мудрым. Каждый человек должен долго и упорно трудиться, прилагать усилия, чтобы развить в себе определенные качества, дающие ему право и возможность «говорить во имя Маат и действовать, совершать подвиги от ее имени».

При этом он должен сделать все, что в его силах, чтобы не попасть в ловушку гордыни, тщеславия и жадности, которая может оказаться для души смертельной. Изо дня в день его «живые уши», подобно ушам собаки Анубиса, должны быть настороже, чтобы в любой момент услышать голос Мудрости. От глубины понимания человека будет зависеть его справедливость. Если понимание истинно, то и справедливость будет истинной, достойной уважения и доверия. Только из подлинного понимания рождаются справедливые действия, соответствующие законам Маат. В справедливом действии нет места эгоизму, оно наполнено светом и полезно для других людей. Справедливое действие осуществляется во всей полноте при условии, что оно согласуется с одним золотым правилом: «Действовать для того, кто в свою очередь ответит действием».

«Знающий Истину, высшую реальность, все мифы и обряды» — так называли египтяне своего мудреца, человека огромного сердца и проницательного ума. Он всегда начеку, всегда способен принимать правильные решения, произносить справедливые слова и совершать справедливые поступки, приносящие облегчение. Он близок к Богу и богам, потому что в течение всей жизни им руководят Мудрость и Знание, а не просто верования. Он любит тишину и спокойствие, его отталкивают шарлатанство и проявления ненависти, злости и низменных страстей. Осуществлять в жизни все истинное и справедливое, везде и во всем искать сокровенный смысл, никогда не пытаться уйти от ответственности, почитать все более великое, чем он сам,— это лишь некоторые из повседневных обязанностей египетского мудреца.

Жизнь по Маат напрямую касалась самого фараона. Основной задачей фараона было уничтожение зла и установление Маат – справедливого порядка, управляющего миром людей и всей Вселенной. Крылатая богиня Маат будет сопровождать фараона с первых дней его царствования до последнего этапа уже после смерти, когда его душа предстанет перед судом Осириса. На этом суде будут взвешены каждая его мысль, каждое слово, каждое совершенное им действие.

Заблуждением было бы считать, что жизнь владыки Египта была легкой и протекала в праздности и удовольствиях. Напротив, каждый его шаг должен был соответствовать строгим правилам и законам. Фараон отвечал за все, что происходит в стране. Он не только глава государства, он верховный жрец. Он вдохновитель строительства храмов и Домов Вечности. Он непосредственно отвечает за правосудие, экономику и благополучие страны. Фараон покровительствует архитекторам и врачам, художникам и ученым. В текстах есть упоминание о более чем 60-ти братствах самых разных профессий, покровителем которых был фараон. Фараон стоит во главе армии. На охоте, в состязаниях, в искусстве и познаниях – он везде лучший. Он пример во всем. Если это было не так, его власть подвергалась сомнению, и тогда Египет переживал самые тяжелые времена.

Рассмотрим некоторые учения правления по Истине.

Аменемопе:

«Не связывайся ни с человеком плохим, ни с человеком бесчестным, и если увидишь, что он украл кусочек хлеба у простого, бедного рабочего, помешай этому, не допускай, чтобы такое повторялось в будущем. И да действуют так люди во всех ситуациях и на всех уровнях.

Не используй для собственного блага власть, которую подарил тебе Бог, словно ты забыл, что есть Судьба и Высшая Справедливость».

«Текст провозглашения визиря»:

«Внимательно следи за тем, чтобы все совершалось по справедливости и чтобы ни один человек не был обделен ею. Судья должен всегда открыто показывать свое лицо, чтобы ветры и воды были свидетелями его действий, которые все люди должны видеть как на ладони».

«Притча человека из оазиса»:

«Гармоничное счастье и благополучие любой страны — лишь следствие того, как она выполняет законы справедливости».

Мерикара:

«Велик тот владыка, чье окружение составляют великие люди. Силен тот фараон, у которого служащие сведущи в своих делах. Достоин уважения и почитания тот владыка, чье богатство заключается в благородных людях.

Благодаря любви, которую люди испытывают к тебе, твое дело может продолжаться вечно.

Хвалить будут тебя за твою доброту. Люби и уважай свой народ, делай все, чтобы он жил в благополучии, ибо действовать во имя будущего, делая добро людям, — это дело благородное.

Не делай различия между богатыми и бедными, а оценивай человека по его делам».

Анхшешонк:

«Бог покидает город, в котором плохой правитель».

«Тексты пирамид»:

«Если фараон любит, он создает. Если фараон ненавидит, он не может ничего создавать».

Бакен-хонсу:

«Будь Отцом для своих подданных, Наставляй молодежь, Подай руку помощи несчастным, Обеспечь хорошую жизнь нуждающимся, Защищай сироту и вдову, Услышь тех, кто говорит правду, Удаляй людей, совершающих беззаконие».

Богиня Маат для древних египтян не только олицетворение Истины, Она ещё и Гармония Жизни на Земле. Она та, кого современные люди именуют Смертью. Она хранит Врата Перехода из одного мира в Другой. И Её Перо Правды кладут на Весы, когда взвешивают сердце умершего на суде Осириса[3] – хранителя Загробного Мира.

Египтяне представляли Смерть в виде прекрасной Маат, которая принимает людей  в свои ласковые крылья, избавляя тем самым от земных страданий. Этот образ далёк от средневекового мракобесия, когда Её стали изображать в виде скелета с косой. Древние египтяне относились к Смерти — Маат с уважением и благоговением.

В религиозных текстах о Ней говорится:

Сегодня Смерть стоит передо мною
Как исцеление после болезни,
Как освобождение после заключения.
Сегодня Смерть стоит передо мною
Как запах ладана,
Словно как когда сидишь под парусами
В свежий ветреный день.
Сегодня смерть стоит передо мною
Как запах цветка лотоса,
Словно как когда находишься на грани опьянения.
Сегодня смерть стоит передо мною
Как молния на небе после дождя,
Как возвращение домой после военного похода.
Сегодня смерть стоит передо мною
Подобно сильному желанию увидеть свой дом
После долгих лет, которые ты провел в заключении.

Египтяне верили, что Там их ждёт Вечность. А что значат несколько земных лет по сравнению с Вечностью – ничто. Древние египтяне жили для Вечности. Долгом каждого честного египтянина  было следовать законам Маат – быть верным Истине, чтобы заслужить эту Вечность. Это прослеживается в первых философских опытах египетского народа.

2. Загробное воздаяние за грехи

Некоторые историки ошибочно полагают, что в Древнем Египте только знатный и богатый человек мог получить Вечную Жизнь, что благодаря погребальному убранству и богатым дарам райская жизнь была гарантированна. Это утверждение опровергает легенда о Са-Осирисе, переведенная английским египтологом  Ф. Гриффисом, входящая в сборник легенд «Сказки о верховных жрецах Мемфиса». В «Сказках» два повествования: в первом рассказывается о старшем сыне Рамсеса II Сатни-Хаэмуасе, верховном жреце бога Пта, и его необычайных похождениях; во втором о сыне Сатни-Хаэмуаса, Са-Осирисе (в переводе это имя значит «сын Осириса»).

Приведем часть текста сказки в русском переводе:

«И вот услыхал Сатни-Хемуас горестные вопли и причитания. Он посмотрел вниз с террасы своего дома и увидел, что это хоронят богача. Его везли в сторону пустыни со всевозможными почестями, под громкие причитания. Потом он второй раз взглянул вниз с террасы своего дома и увидел похороны бедняка. Его несли из Мемфиса в город мертвых, завернув в простую циновку, и никто его не провожал.

Сказал тогда Сатни-Хемуас: «Да сделает Осирис, владыка Аменти[4], так, чтобы мне воздали в Аменти, как воздадут тому богачу, которого погребают с громкими причитаниями, и да минует меня доля того бедняка, которого несут в город мертвых без всяких почестей и церемоний!»

Но маленький сын его Са-Осирие ответил ему: «Ты получишь в Аменти то, что получит в Аменти бедняк, и минует тебя в Аменти доля, которая уготована в Аменти тому богачу».

Когда услышал Сатни-Хемуас эти слова своего сына Са-Осириса, опечалилось сердце его и сказал он: «Что я слышу? Неужели то слова сына, который любит отца своего?»

Но ответил ему его маленький сын Са-Осирис: «Если ты пожелаешь, я покажу тебе, что уготовано в царстве мертвых тому бедняку, о котором никто не печалится» и тому богачу, которого все оплакивают».

Тогда спросил его Сатни-Хемуас: „Как же ты сделаешь это, сын мой Са-Осирис?» И ответил ему Са-Осирис: «Следуй за мной, и я покажу тебе долю каждого в царстве мертвых».

И вот он взял отца своего Сатни-Хемуаса за руку и привел его в город мертвых за Мемфисом. Он привел его в незнакомое место, остановился и произнес заклинание. Земля расступилась у них под ногами, и они вошли в неведомую гробницу, высеченную в скале.

Здесь было семь больших залов, и наполняли их разные люди всех званий. Са-Осирис провел отца своего Сатни-Хемуаса через три первых зала, и никто их не остановил. Когда они достигли четвертого зала, увидел в нем Сатни-Хемуас множество людей, которые сучили веревки, а ослы позади них съедали эти веревки. Еще были там люди, которые тянулись вверх и пытались достать воду и хлеб, подвешенные у них над головами. Но другие люди в то же время рыли у них под ногами ямы, чтобы они не могли дотянуться до пищи. Вслед за сыном своим Са-Осирисом Сатни-Хемуас прошел в пятый зал и увидел там чистые души на своих почетных местах. Те же, кто совершил какое-нибудь злодеяние, толпились у дверей пятого зала и молили о прощении. А нижний шип той двери торчал в правом глазу какого-то человека, который молился и громко стонал, когда дверь открывалась и закрывалась и шип поворачивался в его глазу.

Потом проникли они в шестой зал, и здесь Сатни-Хемуас увидел судилище богов в царстве мертвых. Каждый бог сидел на своем месте, и привратники царства мертвых оглашали приговоры. Вслед за сыном своим Са-Осирисом Сатни Хемуас прошел дальше, в седьмой зал, и увидел там вели кого бога Осириса. Он сидел на троне из чистого золота, увенчанный короной. По левую руку от него стоял Анубис, великий бог, а по правую руку от него стоял Тот, великий бог, и все боги судилища царства мертвых теснились справа и слева от них. Перед ними стояли весы, на которых боги судилища царства мертвых взвешивали содеянное людьми добро и зло. Великий бог Тот[5] записывал то, что показывали весы, а Анубис оглашал приговоры богов.

Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем его добрые дела, они отдавали его во власть Пожирательницы — собаки повелителя царства мертвых, которая разрывала на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже не возвращалось никогда. Но если они находили, что добрые дела человека более многочисленны, чем его злодеяния, они вводили его в совет богов царства мертвых и душа его отправлялась на небо и пребывала там среди чистых душ. Если же они находили, что злодеяния человека равны его добрым делам, они помещали его среди кающихся душ, которые служат богу Сокар-Осирису.

И еще Сатни заметил человека благородного облика, облаченного в одеяния из тончайшего полотна. Он стоял вблизи Осириса на одном из самых почетных мест. Так смотрел Сатни-Хемуас и удивлялся всему, что видел в царстве мертвых. Но вот встал перед ним сын его».

Са-Осирис и сказал ему: «Отец мой Сатни! Видишь ли ты благородного человека, облаченного в одеяния из тончайшего полотна, который стоит близ Осириса? Это тот бедняк, которого ты заметил, когда его выносили из Мемфиса, завернув. в простую циновку и которого не провожал никто. Это он? Его привели на суд царства мертвых, взвесили добрые и злые дела, совершенные им на земле, и нашли, что содеянное им добро перевешивает содеянное им зло. Однако на долю его» жизни земной, срок которой определил в своих записях Тот» досталось ему слишком мало счастливых дней. И вот повелели боги перед ликом Осириса отдать бедняку погребальное убранство того богача, которого ты заметил, когда его выносили из Мемфиса с великими почестями. И поместили бедняка среди чистых душ, которые служат Сокар-Осирису, вблизи трона великого бога Осириса.

И того богача, которого ты заметил, тоже привели на суд царства мертвых. Взвесили боги добрые и злые дела, совершенные им на земле, и нашли, что зло, им содеянное, перевешивает содеянное им добро. И тогда повелели боги покарать его в царстве мертвых. Ты видел его!.. Шип двери торчит в его правом глазу… Смотри, отец мой Сатни! Их души приходят на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом. Так ведется извечно и не изменится никогда».

Это исключительно интересное и поучительное писание полностью раскрывает нам египетскую идею о загробном суде. Мы видим полную победу нравственных принципов, перенесение искомой справедливости в земной жизни на потусторонний мир. Необходимо подчеркнуть, что это результат естественного развития именно египетских представлений и идей, изложенных в 125-й главе «Книги мертвых», которая возникла пятнадцатью веками ранее: весы, Осирис, Анубис[6], Тот и т. д. Влияние христианской идеологии на эти представления исключено: египетские корни их восходят к глубокой древности, к тому же в то время, когда был написан этот демотический папирус (46-47 гг. н.э.).

Легенду о Са-Осирисе многие историки отождествляют с Библейскими учениями, отмечая связь одной моральной идеей. В заповедях древних египтян тоже находят тождество с Библейскими, но они гораздо подробнее. Их умерший должен был перечислить на Исповеди Отрицания[7] перед судом Осириса:

«Я не совершил несправедливостей против людей;

я не был жесток к животным;

я не совершал грехов в Месте Истины;

я не пытался узнать то, что еще не стало;

я не был безразличен, видя зло;

я не был… мое имя не было сообщено водителю Ладьи;

я не богохульствовал;

я не отнимал [ничего] у бедняка;

я не нарушал божественного табу;

я не вредил служителю в глазах его хозяина;

я не отравлял;

я не заставлял [никого] рыдать;

я не убивал;

я не приказывал убивать;

я никому не причинял страдания;

я не преуменьшал пищевые доходы храма;

я не портил хлеба для богов;

я не крал печенья [поднесенные] для умерших;

я не мужеложствовал;

я не предавался прелюбодеянию в святилище моего городского бога;

я не увеличивал и не уменьшал никаких мер;

я не изменял [площади] аруры[8];

я не обманывал и на поларуры;

я не увеличивал веса гири;

я не надувал на весах;

я не отнимал молока от уст младенцев;

я не лишал мелкий скот пастбища;

я не ловил птиц [предназначенных] богам;

я не удил их рыбу;

я не устанавливал заслонов для [отведения] воды;

я не тушил горящего [на алтаре] огня;

я не нарушал мясной пост;

я не останавливал скот

я не задерживал выхода бога [из храма]«.

В этой «негативной исповеди» содержится целый моральный кодекс, нарушения которого карались загробным судом. Это типичный для того времени перечень грехов — ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египтянин, ибо они препятствовали достижению вечной жизни.

Египтяне, как и современные христиане, верили в торжество Истины. Эта ещё один факт, который помогал им не бояться смерти. Если человек живёт по Истине, законам, созданным Ра по Маат, его ждёт спасение.

3. Загробная жизнь

Версий о загробной жизни праведников у древних египтян тоже несколько.

По самой распространенной из них покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства — в Поля Иару, «Поля Камыша». Сопровождал его туда бог-покровитель Шаи.

В Полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. Божества обеспечивали умершего пищей, делали его загробные пашни плодородными, скот — тучным. Чтобы покойные могли наслаждаться отдыхом, чтоб не пришлось им своими руками обрабатывать поля и самим пасти скот, в гробницах, в специальных ящиках, оставляли деревянные или глиняные фигурки — ушебти.

Слово «ушебти» означает «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, как заставить ушебти трудиться. Когда в Полях Камыша боги позовут покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо хозяина выйти вперёд, откликнуться: «Я здесь!» и беспрекословно исполнить работу, которую ему поручат.

Но существуют и другие версии, например, по одной из них души праведников присоединяются к войску Ра, которое ведет непрерывный бой со Змеем Апопом – олицетворением Зла и Тьмы. Апоп противник Истины, тот, кто не служит Истине – попадает под власть Апопа. Размышляя, египтяне предполагали, что и после смерти борьба человека с Тьмой не заканчивается.

Это говорит о том, что представления о загробной жизни египтян не ограничивались определенными догмами и давали почву для размышлений.

Особенно интересна в этом плане легенда о внуке Рамсеса II Са-Осирисе,  который очень быстро постиг все священные таинства и побеждал в состязаниях самых мудрых жрецов. В заключение легенды говорится о том, что этот мальчик был не кто иной, как умерший полторы тысячи лет назад знаменитый жрец, снова посланный жить на землю, чтобы спасти Та-Кемет от злого колдуна.

В финале легенды, выполнив свою миссию, он прощается с близкими и исчезает, возвращается назад в Другой Мир. Эта легенда говорит о том, что, размышляя о загробной жизни, египтяне предполагали, что Бог может послать человека вновь на землю для исполнения какой-то миссии. В отличие от индийской теории реинкарнации, где человек не помнит прошлых жизней, Са-Осирис знал кто он, и во второй жизни не утратил навыков из первой, к тому же он был послан с определенной миссией – спасти Египет, что полностью противоречит индийским учения о переселении души.

Таким образом, можно заключить, что древние египтяне верили, что после смерти человек продолжает свое служение Истине и борьбу против Тьмы – Апопа.

4. Сложность души человека

Культ умерших у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов. Культ умерших — это не обожествление умерших, а забота живых о потусторонней жизни умерших, долг живых в отношении умерших.

Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью, обусловленной переходом близких в иной мир. Этим объясняется первостепенное значение культа умерших в жизни египтян на протяжении всей истории египетского общества — от времен неолита вплоть до полного исчезновения египетской культуры.

Потребность к пище, напиткам, испытывает уже не тело умершего, а материальный, но невидимый человеческим глазом элемент, который может находиться в могиле, но может и удаляться из нее куда угодно.

Эти воззрения египтян часто фигурируют в текстах, что не дает, однако, достаточных оснований для определенных суждений о них, поскольку и у самих египтян не было достаточной ясности в вопросах заупокойного культа. Не подлежит сомнению лишь то, что убеждение, будто после смерти человека продолжает жизнь какая-то, хотя и невидимая, но материальная субстанция его индивидуального существа, сложилось у египтян в глубочайшей древности, задолго до объединения страны. Письменные источники времен объединенного Египта содержат весьма нечеткую информацию о загробной субстанции человека и о том, в каких формах она мыслилась египтянами. В текстах представлены разные названия форм, но относились ли эти названия к различным проявлениям одной и той же субстанции человеческого существа или обозначали разные невидимые компоненты человека после смерти — сказать определенно невозможно. Наиболее осторожным и объективным мнением по этому вопросу представляется следующее: в основном разные названия были обозначением одной и той же загробной субстанции человека, но могло иметь место и представление о существовании разных субстанций, тем более что представления о человеческой душе претерпевали несомненные изменения во времени и в зависимости от места.

Остановимся на названиях форм проявления загробной субстанции человека и, насколько позволяют тексты, на том, что более или менее конкретно обозначали эти названия в представлении египтян. Наш обзор будет по возможности краток, так как многочисленные, несогласованные, а порой противоречивые высказывания текстов до сих пор не дали возможности ученым выработать окончательные определения и четко разграничить составляющие в физическом и духовном плане.

1. Физическое тело  Хат, которое подвержено разложению, если не будет сохранено при помощи мумификации.

2. Душа Ка – слово, которое переводится как «двойник». Ка представляла собой некую абстрактную индивидуальную личность, обладающий качествами человека, которому она принадлежала. Душа Ка жила в гробнице  вместе с телом, но имело обыкновение выходить из неё. Ка не зависела от человека и могла свободно передвигаться. Считалось, что Ка нуждается в пище, поэтому тщательно следили, чтобы в гробнице всегда была еда, чтобы Ка не приходилось скитаться в поисках пропитания.

Наши представления о Ка весьма неопределенны и эта неопределенность — следствие той неопределенности, которая, по-видимому, имела место и в трактовке Ка древними египтянами. Бесспорно лишь то, что Ка, по понятиям египтян, обитала в гробнице, но имело возможность покидать ее и устремляться в загробный мир, где бы этот мир ни находился — под землей или на небе, а затем возвращаться на землю, в гробницу.

3. Душа Ба – душа сердца, связанная с Ка. Ба приписывалась способность переходить из материальной формы в духовную и обратно. Ба считалась элементом, в какой-то степени оживляющим мумию умершего, что Ба и тело умершего были связаны тесными узами и что Ба, по крайней мере частично, обитала в гробнице. Вместе с тем Ба, которая мыслилось как птица, могла покидать гробницу, удаляться куда угодно, подниматься на небо, но неизменно должно было возвращаться в могилу к тому, чьей душой оно было.

4. Аб – сердце человека. Сердце было тесно связано с душой и считалось как  источником жизни, так и источником добра и зла человека, в котором проявляются все пороки и добродетели. Именно сердце взвешивалось на Весах Правды. К сохранению сердца при погребении египтяне относились очень трепетно. В ряде дидактических и иных нерелигиозных текстов о сердце говорится как о руководителе человека в его земной жизни.

5. Ху – душа Духа. Предположительно, считалась той самой душой, которая не может умереть никогда, обитала в Саху – духовном теле человека. Упоминается, когда речь заходит о Ба и душе Сердца.

6. Одним из проявлений человеческой сущности считалась и тень человека — Хабит.

7. Тело умершего после ритуала мумификации также рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Оно называлось Саху и в заупокойных текстах имело нередко имело значение «мумия» («священные останки»).

8. Сехем – жизненная энергия человека.

9. Рен – имя человека. Египтяне принимали меры предосторожности для сохранения своего имени, считалось, что если не удастся сохранить имя, человек перестанет существовать.

Приведенный выше обзор понятий грешит, как это бросается в глаза, полным отсутствием четких дефиниций и разграничении. Как отмечено выше, это прямое следствие диффузности представлений самих египтян. Значения понятий во многом пересекаются, и за разными названиями, безусловно, скрывается нечто общее. Несомненно, однако, что слова, обозначающие эти понятия, не были абсолютными синонимами, а следовательно, существовали и существуют до сих пор трудноуловимые оттенки значений. Однако введение четких разграничении было бы шагом преждевременным и научно не оправданным, фальсифицирующим египетскую действительность.

Древние Египтяне пытались изучить не только физическое, но и духовое строение человека. Их размышления пытались ответить на вопросы, связанные с Загробным Миром, что повлияло на развитие заупокойного культа. Мировоззрение древних еще не достаточно изучено нами, чтобы понять их версию о душе, духе и их составляющих. В древнеегипетских представлениях о душе зарождаются философские аспекты проблемы человеческой сущности.

Заключение

Египет фараонов был страной мудрецов. В течение более 3000 лет основная забота египтян состояла в том, чтобы познать великие божественные законы, которые руководят Вселенной, а также применять в жизни исходящее из них глубокое учение Божественной Мудрости, которую символизировала загадочная богиня Маат.

Маат — это одновременно истина и справедливость, благоразумие, прямота и точность в суждениях, неизменный космический закон, порядок, гармония, единство и согласие. Также Маат – гармония Жизни на Земле, Она — Смерть, которую египтяне почитали и любили. Она открывала путь в Другой Мир, где нет горя и страданий.

Древние египтяне размышляли о загробной жизни. Что ждёт человека в Другом Мире? Они верили в загробное воздаяние за грехи и торжество праведников. Но сама жизнь после смерти волновала их не меньше, они верили в вечное блаженство, но, размышляя, предполагали, что им придется опять вести бой с Апопом, но уже в рядах войска Ра. Они предполагали, что Бог может вновь послать Великих мудрецов на землю, чтобы помочь живым.

Их размышления о душе особенно интересны и непонятны для нас. Египтян интересовало не только физическое, но и духовное строение человека. Пока, к сожалению, науке не удалось разгадать основной смысл этих исканий.

Египтяне пытались философски осмыслить проблему жизни и смерти, хотя такая философия сумбурна и граничит с религией, их труды можно назвать первыми философскими опытами человечества, которые ответили на главный вопрос, волновавший тогда – вопрос о жизни и смерти.

 

Именной и предметный указатель

 


[1] Маат – Олицетворение истины, гармонии, справедливости. Изображалась в виде женщины с крыльями, со страусовым пером в волосах.

[2] Бог Творец – Его называли Ра, Амон, Атум – у Него много имен. Для древних египтян Он был Владыкой Вселенной, Владыкой до самого крайнего предела. Многие египтологи склоняются к версии, что Он был единственным Богом, другие боги – Высшие Существа, Ангелы, которые служат Ему.

[3] Осирис (греч.) – по-египетски – Усер или Исер. Хранитель и Владыка Царства Мёртвых. При нём, согласно верованиям египтян, в Зале Двух Истин проходит суд над умершим. Изображался в короне фараона с атрибутами власти, чаще всего сидящим на троне.

[4] Аменти – в данном случае город Осириса.

[5] Тот (коптск.) – по-египетски – Джехути. Олицетворение и покровитель мудрости и науки. Изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе ибиса, или павиана.

[6] Анубис (греч.) – по-египетски – Анпу или Инпу. Покровитель бальзамирования и врачевания. Изображался в виде человека с головой шакала-собаки, или в облике чёрной собаки. Так же был проводником умершего в Дуате — Царству Мёртвых – по пути к залу Осириса.

[7] Исповедь Отрицания – представлена в 125 главе египетской Книги мертвых

[8] Арура – мера длины, 2735 кв.м.

Список литературы

  1. Э.А. Уоллис Бадж, Египетская книга мертвых. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 768 с.
  2. И.В. Рак, Египетская мифология. – М: Изд-во Терра, 2004. – 320 с: ил.; 96 ил.
  3. Р. Кларк, Священные традиции Древнего Египта. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002. – 448 с.: ил.
  4. М.А. Коростовцев, Религия Древнего Египта. – Материал с сервера «Культура и искусство Древнего Египта» http://www.kemet.ru
  5. Елена Сикирич. Статья — Вечная мудрость Древнего Египта. – Новый Акрополь, №4 2001.
Популярные