Для большинства туристов храм Амона и есть Карнак. Даже без соседствующих храмов, посвященных Мут и Монту, он по своему размеру превышает все другие в Египте. У храма сложный план, сочетающий две оси: с севера на юг и с востока на запад. Последняя ось — главная, и легче всего при осмотре храма следовать именно ей. Если, добравшись до дальнего конца оси, вы не слишком устанете, можете вернуться назад и, миновав священное озеро, продолжить осмотр в направлении с севера на юг. Некогда храм Амона и Нил соединялись каналом, по которому проплывали священные ладьи. Рамсес II построил рядом с каналом причал, и именно от того причала — дополненного процессиональной аллей бараноголовых сфинксов, между передними лапами которых стояли царские статуи, — открывается количественный вид на
первый пилон и вход.
Туристы обычно входят в храм через эту аллею бараноголовых сфинксов
*
Бараноголовые сфинксы
*
Царская статуя, охраняемая сфинксом
Массивный первый пилон остался недостроенным, что можно видеть по разной высоте двух его частей. Подойдя к воротам вплотную, вы можете разглядеть на их правой стороне надпись, оставленную наполеоновской экспедицией. За пилоном открывается Большой двор храма Амона, похожий на склад древностей.
Двор храма Амона*
Слева располагается святилище Сети II, состоящее из трех маленьких святилищ священных барок Амона, Мут и Хонсу.
Светилище Сети II
Напротив святилища находится сфинкс Тутанхамона.
Сфинкс Тутанхамона, узурпированный Хоремхебом
Направо — небольшой храм Рамсеса III (это миниатюрная версия его храма в Мединет-Абу). Он древнее самого двора, и потому как бы «прорезывается» сквозь его стену. В центре двора стоит одинокая папирусо-подобная колонна — все, что осталось от павильона, построенного Тахаркой, нубийским фараоном из XXV династии. Он правил более чем на шестьсот лет позже Рамсеса II, колоссальная статуя которого из розового гранита предваряет второй пилон.
Храм Рамсеса III
Фрагменты надписей храма Рамсеса III
Капители храма Рамсеса III
Сам Рамсес II на самом деле этого пилона не строил (предполагают, что его строителем был Хоремхеб), однако он имел обыкновение добавлять свой картуш и придавать свои черты монументам предшественников. Подойдя ко второму пилону, сделайте паузу и наберите побольше воздуха: пройдя эти врата, вы попадете в ошеломляюще великолепный Большой гипостильный зал. Назвать его, по примеру многих путеводителей, «лесом колонн» значит не сказать о нем ничего. Деревья редко вырастают такими огромными и гипнотически одинаковыми. Вряд ли найдется другое творение рук человеческих (древнее или современное), которое так сильно наполняло бы человека ощущением его смертности.
Большой гипостильный зал очаровывает всех туристов
*
Колонны большого гипостильного зала.
* Справа фрагмент колонны
*
Немного цифр: в зале 134 колонны примерно 15-метровой высоты, за исключением двенадцати центральных, каждая из которых насчитывает в высоту 21 м. Лишь шесть человек, взявшись за руки могут обхватить одну колонну, к целых пятьдесят человек способны без труда разместиться на ее вершине. Изначально колонны поддерживали кровлю, так что весь зал был закрыт и скупо освещался лучами света, проникающими сквозь маленькие отверстия наверху. Между колоннами могли стоять статуи фараонов. Из зала вы выйдете через третий пилон, возведенный Аменхотепом III (правил 1390—1352 до н.э.), фараоном-строителем Луксорского храма. За ним находится узкий двор, протянувшийся по оси север-юг. Некогда в этом дворе возвышались четыре обелиска, воздвигнутые Тутмосами I и III: из них остался стоять лишь один, три другие лежат в руинах. Далее к востоку по основной оси находится построенный Тутмосом I (правил 1504—1492 до н.э.) четвертый пилон, который служит входом в древнейшую часть храма. Сразу за ним — небольшой гипостильный зал, в котором позднее были воздвигнуты обелиски Хатшепсут. Ныне стоит лишь один из них (второй же лежит около положенного неподалеку священного озера).
Знаменитый обелиск Карнакского храма
*
Это самый высокий в Египте обелиск, в нем около 30 м. Вырезанный из целого куска гранита, обелиск выглядит состоящим из двух камней разного цвета. Дальше по оси восток—запад храм разрушен сильнее. Немногое сохранилось от расположенных близко друг к другу пятого и шестого пилонов; сразу за ними открывается маленький двор с двумя гранитными колоннами, на которых вырезаны эмблемы Верхнего и Нижнего Египта (лилия и папирус соответственно). Прямоугольное строение впереди — святилище барки, в котором сохранился постамент для барки Амона. Священные барки были большими моделями ладей, на которых боги путешествовали по небу. Во время праздничных процессий, в том числе в праздник Опет, жрецы носили их на плечах, установив на шесты. Внутренние стены святилища покрыты изображениями жертвоприношений, а внешние (частично сохранившие изначальную раскраску) — праздничных сцен. За святилищем барки помещается Юбилейный храм Тутмоса III, построенный фараоном для своего увековечения. Интересно, что по периметру храма размещены квадратные в сечении столбы, а в центре — круглые, расширяющиеся кверху колонны.
Фасад праздничного храма Тутмоса III* и его «Геральдические столбы»
Египтологи предполагают, что опоры, возможно, изображали шесты от тента символической военной палатки, хорошо знакомой Тутмосу III по многочисленным военным походам. В раннехристианское время зал Юбилейного храма использовался как церковь, и на опорах все еще можно увидеть святых с нимбами. В восточной части храма располагается маленькое преддверие без кровли, известное как «Ботаническая комната» из-за своих раскрашенных рельефных образов животных и растений