Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

Храмовый комплекс Амона

Для большинства туристов храм Амона и есть Карнак. Даже без соседствующих  храмов,   посвященных Мут и Монту, он по своему размеру превышает все другие в Египте. У храма сложный   план,   сочетаю­щий две оси: с севера на юг и с востока на запад. Последняя ось — глав­ная, и легче всего при осмотре храма следовать именно ей. Если, добравшись до даль­него конца оси, вы не слишком  устанете, можете      вернуться назад и, миновав свя­щенное озеро, продол­жить осмотр в направле­нии с севера на юг. Некогда храм Амона и Нил соединялись каналом, по которо­му проплывали священные ладьи. Рамсес II построил ря­дом с каналом причал, и именно от того причала — дополненного процессиональной аллей бараноголовых сфинксов, между передними лапами которых стояли царские статуи, — открывается количественный вид на первый пилон и вход. 


Туристы обычно входят в храм через эту аллею бараноголовых сфинксов*
Бараноголовые сфинксы*


Царская статуя, охраняемая сфинксом

Массивный первый пилон остался недостроенным, что можно видеть по разной высоте двух его частей. Подойдя к во­ротам вплотную, вы можете раз­глядеть на их правой стороне над­пись, оставленную наполеонов­ской экспедицией. За пилоном открывается Боль­шой двор храма Амона, похожий на склад древностей.


Двор храма Амона*

Слева распола­гается святилище Сети II, состоя­щее из трех маленьких святилищ священных барок Амона, Мут и Хонсу.


Светилище Сети II

Напротив святилища находится сфинкс Тутанхамона.


Сфинкс Тутанхамона, узурпированный Хоремхебом

Направо — небольшой храм Рамсеса III (это миниатюрная вер­сия его храма в Мединет-Абу). Он древнее самого двора, и потому как бы «прорезы­вается» сквозь его стену. В центре двора стоит одинокая папирусо-подобная колонна — все, что оста­лось от павильона, построенного Тахаркой, нубийским фараоном из XXV династии. Он правил бо­лее чем на шестьсот лет позже Рамсеса II, колоссальная статуя которого из розового гранита предваряет второй пилон.


Храм Рамсеса III
Фрагменты надписей храма Рамсеса III


Капители храма Рамсеса III

Сам Рамсес II на самом деле этого пилона не строил (предпола­гают, что его строителем был Хоремхеб), однако он имел обыкно­вение добавлять свой картуш и придавать свои черты монумен­там предшественников. Подойдя ко второму пилону, сделайте пау­зу и наберите побольше воздуха: пройдя эти врата, вы попадете в ошеломляюще       великолепный Большой гипостильный зал. Назвать его, по примеру многих путеводителей, «лесом колонн» значит  не сказать о нем ничего. Деревья редко вырастают такими огромными и гипнотически одинаковыми. Вряд ли найдется другое творение рук человеческих (древнее или современное), которое так сильно наполняло бы человека ощущением его смертности.


Большой гипостильный зал очаровывает всех туристов*
Колонны большого гипостильного зала.* Справа фрагмент колонны*

Немного цифр: в зале 134 колонны примерно 15-метровой высоты, за исключением двенадцати центральных, каждая из которых насчитывает в высоту 21 м. Лишь шесть человек, взявшись за руки могут обхватить одну колонну, к целых пятьдесят человек способны без труда разместиться на ее вершине. Изначально колонны поддерживали кровлю, так что весь зал был закрыт и скупо освещался лучами света, проникающими сквозь маленькие отверстия наверху. Между колоннами могли стоять статуи фараонов. Из зала вы выйдете через третий пилон, возведенный Аменхотепом III (правил 1390—1352 до н.э.), фараоном-строителем Луксорского храма. За ним находится узкий двор, протянувшийся по оси север-юг. Некогда в этом дворе возвышались четыре обелиска, воздвигнутые Тутмосами I и III: из них остался стоять лишь один, три  другие лежат в руинах. Далее к востоку по основной оси находится построенный Тутмосом I (правил 1504—1492 до н.э.) четвертый пилон, который служит входом в древнейшую часть храма. Сразу за ним — небольшой гипостильный зал, в котором позднее были воздвигнуты обелиски Хатшепсут. Ныне стоит лишь один  из них (второй же лежит около положенного неподалеку священного озера).


Знаменитый обелиск Карнакского храма*

Это самый высокий в Египте обелиск, в нем около 30 м. Вырезанный из целого куска  гранита, обелиск выглядит состоящим из двух камней разного цвета. Дальше по оси восток—запад  храм разрушен сильнее. Немногое сохранилось от расположен­ных близко друг к другу пятого и шестого пилонов; сразу за ними открывается  маленький двор  с двумя гранитными колоннами, на которых вырезаны эмблемы Верхнего и Нижнего Египта (лилия и папирус соответственно). Прямо­угольное строение впереди — свя­тилище барки, в котором сохра­нился постамент для барки Амона. Священные барки были больши­ми моделями ладей, на которых боги путешествовали по небу. Во время праздничных процессий, в том числе в праздник Опет, жре­цы носили их на плечах, установив на шесты. Внутренние стены святилища покрыты изображени­ями жертвоприношений, а внеш­ние (частично сохранившие изна­чальную раскраску) — празднич­ных сцен. За святилищем барки помеща­ется Юбилейный храм Тутмоса III, построенный фараоном для сво­его увековечения. Интересно, что по периметру храма размещены квадратные в сечении столбы, а в центре — круглые, расширяющи­еся кверху колонны.


Фасад праздничного храма Тутмоса III* и его «Геральдические столбы»

Египтологи предполагают, что опоры, воз­можно, изображали шесты от тента символической военной па­латки, хорошо знакомой Тутмосу III по многочисленным воен­ным походам. В раннехристиан­ское время зал Юбилейного хра­ма использовался как церковь, и на опорах все еще можно увидеть святых с нимбами. В восточной части храма располагается ма­ленькое преддверие без кровли, известное как «Ботаническая комната» из-за своих раскрашен­ных рельефных образов живот­ных и растений

Знаком * помечены фото Е. Руденко (2003г.)
Материалы текста и фото:
The National Geographic Traveler Египет
CD «Культура Древнего Египта» Директ Медиа Паблишинг
LexicOrient. By: Tore Kjeilen

Популярные