Для большинства туристов храм Амона и есть Карнак. Даже без соседствующих храмов, посвященных Мут и Монту, он по своему размеру превышает все другие в Египте. У храма сложный план, сочетающий две оси: с севера на юг и с востока на запад. Последняя ось — главная, и легче всего при осмотре храма следовать именно ей. Если, добравшись до дальнего конца оси, вы не слишком устанете, можете вернуться назад и, миновав священное озеро, продолжить осмотр в направлении с севера на юг. Некогда храм Амона и Нил соединялись каналом, по которому проплывали священные ладьи. Рамсес II построил рядом с каналом причал, и именно от того причала — дополненного процессиональной аллей бараноголовых сфинксов, между передними лапами которых стояли царские статуи, — открывается количественный вид на
первый пилон и вход.
![](http://pero-maat.ru/karnakfoto1.jpg)
Туристы обычно входят в храм через эту аллею бараноголовых сфинксов
*![](http://pero-maat.ru/karnakfoto2.jpg)
Бараноголовые сфинксы
*
![](http://pero-maat.ru/karnakfoto2-1.jpg)
Царская статуя, охраняемая сфинксом
Массивный первый пилон остался недостроенным, что можно видеть по разной высоте двух его частей. Подойдя к воротам вплотную, вы можете разглядеть на их правой стороне надпись, оставленную наполеоновской экспедицией. За пилоном открывается Большой двор храма Амона, похожий на склад древностей.
Двор храма Амона*
Слева располагается святилище Сети II, состоящее из трех маленьких святилищ священных барок Амона, Мут и Хонсу.
Светилище Сети II
Напротив святилища находится сфинкс Тутанхамона.
Сфинкс Тутанхамона, узурпированный Хоремхебом
Направо — небольшой храм Рамсеса III (это миниатюрная версия его храма в Мединет-Абу). Он древнее самого двора, и потому как бы «прорезывается» сквозь его стену. В центре двора стоит одинокая папирусо-подобная колонна — все, что осталось от павильона, построенного Тахаркой, нубийским фараоном из XXV династии. Он правил более чем на шестьсот лет позже Рамсеса II, колоссальная статуя которого из розового гранита предваряет второй пилон.
![](http://pero-maat.ru/karnakfoto7.jpg)
Храм Рамсеса III
![](http://pero-maat.ru/karnakfoto7-2.jpg)
Фрагменты надписей храма Рамсеса III
![](http://pero-maat.ru/karnakfoto7-3.jpg)
Капители храма Рамсеса III
Сам Рамсес II на самом деле этого пилона не строил (предполагают, что его строителем был Хоремхеб), однако он имел обыкновение добавлять свой картуш и придавать свои черты монументам предшественников. Подойдя ко второму пилону, сделайте паузу и наберите побольше воздуха: пройдя эти врата, вы попадете в ошеломляюще великолепный Большой гипостильный зал. Назвать его, по примеру многих путеводителей, «лесом колонн» значит не сказать о нем ничего. Деревья редко вырастают такими огромными и гипнотически одинаковыми. Вряд ли найдется другое творение рук человеческих (древнее или современное), которое так сильно наполняло бы человека ощущением его смертности.
![](http://pero-maat.ru/karnakfoto6.jpg)
Большой гипостильный зал очаровывает всех туристов
*
![](http://pero-maat.ru/karnakfoto6-2.jpg)
Колонны большого гипостильного зала.
* Справа фрагмент колонны
*
Немного цифр: в зале 134 колонны примерно 15-метровой высоты, за исключением двенадцати центральных, каждая из которых насчитывает в высоту 21 м. Лишь шесть человек, взявшись за руки могут обхватить одну колонну, к целых пятьдесят человек способны без труда разместиться на ее вершине. Изначально колонны поддерживали кровлю, так что весь зал был закрыт и скупо освещался лучами света, проникающими сквозь маленькие отверстия наверху. Между колоннами могли стоять статуи фараонов. Из зала вы выйдете через третий пилон, возведенный Аменхотепом III (правил 1390—1352 до н.э.), фараоном-строителем Луксорского храма. За ним находится узкий двор, протянувшийся по оси север-юг. Некогда в этом дворе возвышались четыре обелиска, воздвигнутые Тутмосами I и III: из них остался стоять лишь один, три другие лежат в руинах. Далее к востоку по основной оси находится построенный Тутмосом I (правил 1504—1492 до н.э.) четвертый пилон, который служит входом в древнейшую часть храма. Сразу за ним — небольшой гипостильный зал, в котором позднее были воздвигнуты обелиски Хатшепсут. Ныне стоит лишь один из них (второй же лежит около положенного неподалеку священного озера).
![](http://pero-maat.ru/karnakfoto8.jpg)
Знаменитый обелиск Карнакского храма
*
Это самый высокий в Египте обелиск, в нем около 30 м. Вырезанный из целого куска гранита, обелиск выглядит состоящим из двух камней разного цвета. Дальше по оси восток—запад храм разрушен сильнее. Немногое сохранилось от расположенных близко друг к другу пятого и шестого пилонов; сразу за ними открывается маленький двор с двумя гранитными колоннами, на которых вырезаны эмблемы Верхнего и Нижнего Египта (лилия и папирус соответственно). Прямоугольное строение впереди — святилище барки, в котором сохранился постамент для барки Амона. Священные барки были большими моделями ладей, на которых боги путешествовали по небу. Во время праздничных процессий, в том числе в праздник Опет, жрецы носили их на плечах, установив на шесты. Внутренние стены святилища покрыты изображениями жертвоприношений, а внешние (частично сохранившие изначальную раскраску) — праздничных сцен. За святилищем барки помещается Юбилейный храм Тутмоса III, построенный фараоном для своего увековечения. Интересно, что по периметру храма размещены квадратные в сечении столбы, а в центре — круглые, расширяющиеся кверху колонны.
Фасад праздничного храма Тутмоса III* и его «Геральдические столбы»
Египтологи предполагают, что опоры, возможно, изображали шесты от тента символической военной палатки, хорошо знакомой Тутмосу III по многочисленным военным походам. В раннехристианское время зал Юбилейного храма использовался как церковь, и на опорах все еще можно увидеть святых с нимбами. В восточной части храма располагается маленькое преддверие без кровли, известное как «Ботаническая комната» из-за своих раскрашенных рельефных образов животных и растений