Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.
С уважением, Кот Учёный
Г. Черненко «Секрет золотого гроба»
Без малого сто лет назад в Египте, в Долине царей на западном берегу Нила, американским археологом Г. Дэвисом было открыто необычайно богатое захоронение. Время не пожалело гробницу. Деревянные части сгнили. Через щели в патоке стекали капли воды. И все же былое великолепие не исчезло.
Этот пустынный район около города Фивы давно славился замечательными находками. В разное время здесь был раскопан ряд гробниц царственных особ. Достаточно вспомнить гробницу фараона Тутанхамона.
Захоронение, обнаруженное тогда, в самом начале 1907 года, поразило даже видавшего виды Дэвиса. Руководитель службы древностей Египта, археолог Масперо писал с восхищением: «Золото на полу, золото на стенах, золото в глубине гробницы, где стоит гроб, золото яркое и светлое».
Крышка саркофага, покрытого листовым золотом, раскололась и сквозь пролом виднелась мумия, тоже богато украшенная. Левая рука ее покоилась на груди, а правая была вытянута вдоль высохшего тела. На обеих руках тускло поблескивали по три золотых браслета, украшенных драгоценными камнями. На шее сверкало роскошное ожерелье с подвесками из золота, а лоб украшал урей — царский знак из позолоченной бронзы.
Но стоило археологу дотронуться до мумии, как та в мгновение ока рассыпалась. В гробу остался лишь скелет.
Обнаруженный «Золотой гроб» (так стали называть этот драгоценный саркофаг) сразу поставил ученых в тупик. Прежде всего, загадочным выглядело то обстоятельство, что надписи на саркофаге были почему-то стерты. Таким образом, имя человека, для которого предназначался «Золотой гроб», оставалось на тот момент неизвестным.
Более того, рядом с саркофагом стояли четыре изящных погребальных сосуда из алебастра — канопы. Согласно ритуалу, в них укладывали внутренности умершего перед тем, как начать процесс мумифици-рования. Канопы были увенчаны женскими головками. Это говорило о том, что саркофаг предназначался для женщины. Но имя ее было стерто и на всех погребальных сосудах.
Два врача, работавшие вместе с Дэвисом, предположили, что скелет женский. Но предположение оказалось неверным. Останки, перевезенные в Каирский музей древностей, осмотрели более внимательно, и оказалось, что в «Золотом гробу» лежала мумия мужчины и довольно молодого. Ученые пришли к выводу, что это останки фараона — солнцепоклонника Аменхотепа IV. С его именем связан великий переворот в жизни Древнего Египта. Самовластнейший из фараонов Аменхотеп IV упразднил все божества, кроме Солнца. Столь решительная перемена отразилась на государственном строе, на искусстве, на письменности и даже на языке.
Имя этого фараона-еретика хорошо известно египтологам. Но куда более знаменито имя его жены, несравненной красавицы Нефертити. Действительно, кто же не знает знаменитого изваяния этой прекрасной женщины с тонкой, загадочной улыбкой.
Ее супруг, Аменхотеп IV, напротив, красотой не отличался. Он был невысоким, тщедушным, с сильно удлиненной головой и острым подбородком. Фараона уродовали отвислый живот и широкий женоподобный таз, худощавые руки и ноги. Несмотря на все это супругов связывала нежная любовь. Во всяком случае, так считалось.
Сохранилось множество нетленных памятников, на которых Аменхотеп и Нефертити запечатлены рядом: изображения на стенах храмов, дворцов, каменных плитах. Нефертити всегда изображалась рядом со своим любимым мужем. Не было другой египетской царицы, которую поэты воспевали бы столь восторженно, а любовь к ней фараона превозносилась бы так высоко. И вот история этой великой любви померкла, когда за исследование тайны «Золотого гроба» взялся известный египтолог
Юрий Яковлевич Перепелкин. Прекрасное знание древнеегипетского языка, тщательное изучение той далекой от нас эпохи помогли российскому египтологу узнать имя, которое было стерто на золотом саркофаге. Оказалось, что ответ надо было искать вдали от Долины царей.
Спустя 15 лет после открытия Дэвиса археологи нашли в южной части Ахетатона развалины некогда роскошной царской усадьбы. Тридцать веков назад она утопала в садах и цветах. Надписи на развалинах свидетельствовали, что усадьба принадлежала старшей дочери фараона Мийот. Но было ясно, что имя это написано позже, поверх другого. Прочесть первоначальную надпись могли помочь лишь образцы, по которым высекались ее иероглифы. И такие образцы на известковых кусках чудом сохранились. Они были найдены на свалке, за оградой усадьбы.
Ученые не придавали им большого значения. Ю. Я. Перепелкин же посмотрел на них совсем другими глазами и прочел наконец загадочное имя: Кийа. Так звали женщину, в действительности владевшую великолепной усадьбой, подаренной ей Аменхотепом IV. Однако исследования на этом не закончились. Оказалось, что похожие переделки были осуществлены и в надписи на «Золотом гробе», и там Перепелкину удалось прочесть: «Кийа». Так открылась история еще одной любви фараона Аменхотепа IV, имя и титул соперницы прославленной Нефертити.
Любовь к Кийа вспыхнула у фараона спустя несколько лет после бракосочетания с Нефертити и со временем разгоралась все сильнее. Кийа зачаровала всевластного правителя. Вот как описывал Перепелкин облик новой возлюбленной Аменхотепа: «Той торжественной невозмутимости, нежной утонченности, которыми отмечены лучшие изваяния Нефертити, в этом страстном, целеустремленном лице нет и следа. Темные, большие и длинные, немного раскосые глаза широко открыты и напряженно смотрят из-под густых черных бровей. Нос тонкий и прямой. Полные губы плотно сжаты. Есть что-то жгучее и суровое и в то же время вдохновенное в этой красоте, такой отличной от спокойной красоты царицы Нефертити».
О горячем чувстве, связавшем фараона и Кийа, рассказывает и надпись на «Золотом гробе», которую удалось в конце концов восстановить российскому египтологу. Законы Древнего Египта не позволяли Аменхотепу сделать Кийа своей законной женой. Нефертити, впавшая в немилость, по-прежнему находилась рядом с мужем. Но возлюбленная фараона возносилась все выше. Аменхотеп возвел ее в ранг младшего царя. Он отдал ей свой синий венец — знак царского достоинства. Появляются изображения фараона вместе с Кийа и их маленькой дочерью.
Наступило время, когда Кийа стала влиятельней Нефертити — законной царицы. Это произошло уже в конце 17-летнего правления Аменхотепа IV. Со смертью фараона закатилась и звезда Кийа. Надписи с ее именем, ее изображения беспощадно уничтожались. Даже золотой склеп, воздвигнутый фараоном для своей возлюбленной, был использован, по иронии судьбы, для похорон самого Аменхотепа.
Печальна была судьба и дочери Кийа. Считается, что она умерла еще в детстве. В усадьбе, некогда подаренной Кийа фараоном, археологи обнаружили небрежно погребенные останки младенца. Видно, что неприязнь царского окружения к Кийа перешла и на ее дочь.
Более трех тысячелетий находилось в забвении имя соперницы Нефертити. «За краткий миг величия, — писал Ю.Я. Перепелкин, — Кийа заплатила дорогой ценой. Падение с высоты, на которую ее вознесла самовластная любовь фараона, было ужасным».
«НЛО» №16, 2001г.
Похожие материалы:
С. Ходжаш «Ещё одна тайна гробницы Тутанхамона»
Москве, в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина обнаружены личные вещи фараона Тутанхамона - судя по всему, часть тех,...
С. Кривошеев «Прощание с призраком»
Российские исследователи во главе с космонавтом Георгием Гречко вернулись из экспедиции на Синайский полуостров, где в пустыне искали следы...