Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

Кристиан Дерош-Ноблькур «Жизнь на земле фараонов»

На берегах Нила, хранящих многочисленные следы великой цивилизации времен фараонов, даже неискушенного путешественника сразу поражает глубокое религиозное чувство, с которым жители Древнего Египта возводили свои колоссальные храмы и гробницы, и страстная любовь к жизни, воплощенная в живописи и скульптурах, украшающих внутренние стены гробниц.

Египетские храмы предназначались вовсе не для молитвенных собрании; это были святилища, в которых каста жрецов во главе с фараоном (наместником бога на Земле) неослабно следила за соблюдением установленного небом порядка. Простым людям вход сюда был закрыт. Признавая присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе» (включая растения и камни), египтяне поклонялись любым явлениям природы. Смерть была для них лишь новой ступенью на пути к богу: украшая гробницы, они изображали себя среди повелителей загробного царства, где им предстояло ждать полного слияния с вечностью.

Однако, стремясь разгадать истинный смысл археологических находок, можно легко ошибиться. Любопытные жанровые сценки, изображенные на стенах погребальных храмов и некоторых сохранившихся в них ритуальных предметах, следует понимать как символы «повседневных» искушений и опасностей, которые подстерегают человека в царстве Осириса, откуда, преодолев все преграды, умерший переселится в вечность.

Эти образы взяты из реальной жизни: во время загробного пиршества усопший приходит в состояние божественного опьянения; заросли папируса напоминают о первозданном болоте, где ему предстоит «созревать» и постепенно обретать божественную сущность; изображение охоты на гиппопотама или диких уток должно отвратить злых духов, которые преграждают ему путь. В сети должна попасть рыба — символ судьбы; жатва и сбор винограда — приношения Осирису; теленок — возрождение Солнца.

Эта красочная панорама, предназначенная для обитателей царства мертвых, воспроизводит широкую картину быта египтян — «божьего стада», как они себя называли.

Древний Египет был почти исключительно аграрной страной и жил по «величайшему и самому разумному календарю», как называл его Юлий Цезарь. Основу календаря, перенятого римлянами, составлял период между двумя разливами Нила (365,25 дня). Паводок затоплял и удобрял иссохшие земли Египта, почти не знавшие дождей.

Регулярность ежегодного разлива с древних времен определила деление года на три сезона (по 4 месяца каждый), что вселяло в египтян, тонко чувствовавших все изменения в природе, глубокую и непоколебимую веру в постоянное обновление.

Отношения между мужчиной и женщиной строились по тому принципу равноправия, который определял жизнь божественных супругов «древнейших времен». В отличие от многих других обществ классической античности женщины в Египте имели равные с мужчинами права. Замужняя женщина могла распоряжаться своим состоянием, имела право на часть имущества мужа и свободно распределяла свою собственность между детьми. Это была хозяйка дома: она давала мужу советы и делала многое для процветания своего семейства. Любовь супруга и уважение детей (желательно многочисленных) наполняли ее радостью, она ощущала, что все их благополучие зависит от нее. Родители уделяли мальчикам и девочкам одинаковое внимание, хотя систематическое образование не считалось обязательным, особенно для девочек. Впрочем, иногда им все же удавалось его получить: женщины участвовали в управлении, занимались торговлей и даже наукой. Первая в истории женщина-врач, Песечет, практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Несмотря на весь свой патриотизм, египтяне не страдали ксенофобией. Конечно, в древние времена они захватывали пленных при стычках на границе Темной земли (Кеми, как назывался тогда Египет), но будучи людьми миролюбивыми и считая войну несчастьем, обращались с ними хорошо. Рабов зачастую отдавали захватившим их воинам, а те со временем могли их освободить и даже разрешить жениться на собственной дочери. Сохранять свое вероисповедание пленным не возбранялось.

Как и в наши дни, в древности на берегах Нила далеко не все браки освящались религиозной церемонией или регистрировались властями. Взаимное обещание, данное при свидетелях, значило ничуть не меньше. Иногда составлялся акт, в котором регистрировалась личная собственность обеих сторон. Делалось это в интересах жены на случай развода, которого могли требовать оба супруга. В этом случае муж утрачивал право на ту часть совместного имущества, которая принадлежала жене или которую он признавал за ней, поэтому развод мог оказаться для него дорогостоящей, если не разорительной, затеей. Это обстоятельство наряду со здравым смыслом способствовало прочности брачных уз.

В любом, даже самом скромном жилище всегда был закрытый двор, из которого посетитель попадал в гостиную. За домом располагались хозяйственные постройки. Со двора поднималась лестница на террасу, где после жаркого летнего дня приятно было провести время в кругу семьи.

По остаткам домов богатых египтян удалось восстановить их общий план, который не менялся на протяжении тысячелетий. Как и все в Древнем Египте (за исключением храмов и гробниц, на которые шел камень, материал благородный и прочный),эти здания строили из необожженного кирпича, изготовленного из смеси речного ила, соломы и золы. Большие дома состояли из трех частей, имевших каждая свою функцию.

Просторный холл вел в главный зал, потолок которого поддерживали от одной до четырех колонн; маленькие, высоко расположенные окна были забраны решетками. Здесь устраивались столь любимые египтянами празднества и приемы. Боковые комнаты служили кладовыми, конторами и жильем для секретарей и домоправителей. Дальше лестница вела на лоджию, тянувшуюся по всей длине холла. И наконец, третья часть дома предназначалась для самих членов семьи и состояла из центральной (менее парадной) гостиной, комнат, где занимались и играли в холодные дни дети, и спален. Целое крыло отводилось для омовений, умащивания тела, туалета и личной гигиены. Эти помещения были оснащены своеобразной канализацией.

При таких загородных виллах были собственные угодья и все необходимые хозяйственные службы: кухни, зернохранилища, пекарни, бойни, пивоварни, всевозможные мастерские. Среди них были и ткацкие, поскольку этим ремеслом занимались женщины всех слоев общества. Другие работы по дому, в том числе приготовление пищи (кроме выпечки хлеба), выполнялись мужчинами. В конюшне держали ослов и лошадей. Последние появились в Египте во времена Нового царства: их впрягали в легкие колесницы, пришедшие с Ближнего Востока.

Мечтой каждого египтянина был сад с платанами, плакучими ивами, тамариском и пальмами, с клумбами и прудом. В городах места не хватало и потому сады были поменьше, а дома строились в несколько этажей, дабы вместить все необходимые помещения, которые в загородном доме располагались на одном этаже. Ткацкая мастерская находилась в подвале, служившем одновременно погребом. Кухни и амбары располагались на уровне террасы.

Всех египетских мальчиков, независимо от происхождения, принимали в школу при храме. Одна из надписей рассказывает о бедном юноше, который «достиг стоп фараона благодаря своей дощечке для письма». Каждый день матери носили учителю плату в виде съестных припасов. Подававшие надежды ученики по несколько лет жили на территории храма. Завершив образование, включавшее изучение множества иероглифов, овладение искусством письма и чтения, а также арифметикой, геометрией и географией, ученики удостаивались звания «писца, получившего дощечку».

За этим следовало назначение на административную должность. Особо одаренные могли продолжать занятия в «Доме жизни» на территории храма, где изучали труды великих архитекторов, ученых (медицина, фармакология, химия, астрономия и геометрия), литераторов, а также философов и мудрецов. Обучение включа