Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

«Офтальмология в Древнем Египте»

В глазах проявляется сущность человеческая. «Младенческий глазок» — выпуклый, как прилив навстречу солнышку: глазенки так и лезут из ор6ит, а у старца уж входят в орбиту, на пути и круги своя. Лучисты детские глаз, ярок цвет в них; у старца — выпуклые, сухие, не блестящие, матовые — седые глаза». Г.Гачек «Образы Индии».

Гробница Тутанхамона: браслет с амулетом Ока Уаджет

В Египте с древнейших времен специализированной отрасль науки о врачевании являлась офтальмология — диагностика, лечение и профилактика болезней органов зрения.

Так, к 2500г. до н.э. относится письменный древнеегипетский документ, где впервые упоминается слово, переводимое как врач, специализирующийся на лечении обеих глаз. (приложение 1)

Первое упоминание имени египетского врача-офтальмолога относится ко времени правления фараона VI династии Пепи I, а это примерно 2300 г. до н.э. В 1926 году во время археологических раскопок вблизи пирамиды Хуфу (Хеопса) была обнаружена похоронная стела, извлеченная еще в древности из пока не найденной гробницы. Из иероглифической надписи следует, что на стеле изображен придворный врач Ири, имевший следующие специальности (в современном звучании): офтальмолог, фармацевт, гастроэнтеролог и проктолог. Упоминание имени фараона Пепи 1 позволяет довольно точно установить дату создания этой стелы, так как фараоны VI династии правили в период с 2423г. по 2280г.до н.э. Это уникальное документальное свидетельство дает основание полагать, что, по крайней мере, в середине III тысячелетия до н.э. уже существовало четкое разделение практики врачевания по отдельным специальностям, среди которых находилась и офтальмология. Изображение стелы и перевод иероглифической надписи приведен в Приложении 1: Еще одним документальным свидетельством является рельеф гробницы Ипуи (XX династия) в Дейр эль Медине (гробница № 217), наглядно демонстрирующий, каким образом могли быть получены «производственные» травмы при строительстве здания.

Сцена первая: врач «С» удаляет постороннее тело, попавшее в глаз работника «А». Предположение о том, что «С» является врачом, можно сделать на том основании, что удаление соринки из глаза совершается профессионально с помощью кисточки. Не случайно рядом с врачом изображен сосуд, видимо, при этой процедуре использовалась вода или какая-то жидкость.

Сцена вторая: работник «С» роняет свой молоток на ногу другому работнику «А» и, по всей видимости, наносит ему травму. При этом строительная пыль попадает в глаз работника «В». Сцена третья: видимо, врач «Е» устраняет вывих руки строителя «F».

К теме данного очерка можно отнести и изображения на стенах гробниц «людей, которые видят темноту среди бела дня,» — слепых музыкантов, развлекающих знатных вельмож (пример: гробница Нахта, жреца и астронома ). Эти изображения свидетельствуют, что люди, потерявшие зрение, имели возможность оставаться нужными обществу.

Сведения о выдающихся достижениях древнеегипетских офтальмологов сохранились в переписке фараонов с хеттскими царями. Так, в связи с болезнью глаз хеттского царя Хаттусилиса III фараон Рамсес II в своем письме сообщает, что он посылает «хорошее медицинское средство» с послом Пирихнова. Из этого письма известно, что часть пути до дворца царя соседнего государства Амурру Бентешины посла Пирихнову будет сопровождать египетский колесничий, а оттуда до дворца Хаттусилиса — представитель аравийского племени амореев. (А).

Особо следует отметить, что примерно к XV веку до н.э. относится письменное свидетельство, которое может быть расценено как внедрение во врачебную практику офтальмологов элементов магии. Это гимны богу Амону (Лейденский папирус), в которых звучит призыв полагаться на всемогущество бога Амона и отказаться от каких-либо лекарств при лечении глазных болезней. Перевод этого гимна приведен в Приложении № 2.

В составленном намного позже (II век н.э.) Лондонско-Лейденском магическом папирусе приведен всего один случай лечения болезни глаз, но в нем наряду с рациональными рекомендациями предписывается произнесение определенного магического заключения. Описание этого папируса и офтальмологического рецепта приведены в Приложении № 3.

Приемы, которыми пользовались древние офтальмологи изложены в медицинских папирусах Карлсберг № VIII, Лондонский медицинский № 10059, но наибольшее количество рецептов изложено в папирусе Эберса. Дословный перевод рецептов из папируса Эберса приведен в Приложении № 4.

Описание папируса Эберса приведено в брошюре «Очерки по древнеегипетской медицине» Часть 2. «Хирургия». Отметим только, что датой создания папируса Эберса считается 1550 г. до н.э.. Текст папируса занимает 108 колонок по 20-22 строчки, каждая из которых имеет свой порядковый номер, но из-за ошибки жреца при нумерации колонок (отсутствуют номера XXVIII & XXIX) последняя колонка имеет номер СХ. Рецепты лечения глазных болезней в папирусе Эберса излагаются, начиная с последних строк LV колонки до начала LXIV колонки. В наше время для удобства пользования каждому рецепту папируса Эберса присвоен порядковый номер от 1 до 877 и рецепты лечения глазных болезней имеют номера с 337 по 431.

По всей видимости, рецепты папирусы Эберса копировались с нескольких документов, так как отсутствует четкая последовательность изложения рецептов лечения одной и той же болезни глаз. Примечательно, что в рецепте Э.419 указано, что он рекомендован верховным жрецом Гелиополиса по имени Чьюи. Еще в одном рецепте Э.422 сказано, что он был сообщен неким выходцем из Азии, примечательно, что некоторые ингредиенты в этом конкретном рецепте не повторяются в других (ячмень и квасцы).

Чтобы представить возможности древних офтальмологов, приведем перечень глазных болезней, рецепты лечения которых приведены в папирусе Эбфса:
- лечение нагноения глаз (конъюнктивита) Э.337, Э340 — Э341, Э.386
- лечение при ударе в глаз Э338, Э.349, Э381
- лечение слезотечения Э.339, Э376, Э.415
- улучшение зрения Э.342 — Э.344, Э359, Э.377, Э.393 — Э.401, Э.414
- уменьшение зрачка Э345
- лечение трахомы Э.346, Э350, Э.383, Э.407
- удаление бельма в глазу Э.347, Э360, Э.382, Э.402 — Э.406
- удаление кровоподтека Э348, Э.352, Э384
- лечение куриной слепоты Э351
- устранение рези в глазу Э.353, Э.361 — Э-364, Э.366
- лечение раны глаза Э354
- устранение воспаления (ячмень) Э355, Э.423, Э.430
- лекарство при слепоте Э.356 — Э.358, Э.420
- устранение плевы на роговой оболочке (досл. появление жира) Э365, Э369 — Э.375, Э.409 — Э.413
- лечение катара глаз Э.367
- лечение болезни «беджедедж» Э368
- лечение катаракты (досл. подъем воды) Э.378 — Э.380, Э385
- лечение расширения кровеносных сосудов Э.387
- профилактическое средство для третьего месяца «зимы» Э.388
- профилактическое средство во все периоды года Э389 — Э390
- лечение простуды головы (?) Э391
- универсальное средство при всех случаях Э392
- птоз — опущение верхнего века Э.408
- лечение раны глаза Э.416 — Э.417, Э.431,
- лечение катара носа (?)Э.418.
- лекарство жреца Чьюи Э.419
- лечение выворота век Э.421 ,
- лекарство выходца из Азии Э.422
- предотвращение загиба волос в глаз Э.424
- предотвращения роста волос в глазу Э.425 — Э.429

Примечательно, что среди рецептов лечения болезней глаз в папирусе Эберса приводятся лекарства, которые следует применять в профилактических целях в определенные месяца года.

В отношении состава лекарств следует сказать, что в состав рекомендуемых лекарств наиболее часто включаются:
сурьмяный блеск (минерал сурьмы) — 35 случаев,
мед или осадок меда — 30 случаев,
медянка -15 случаев,
красная охра — 15 случаев,
лук «дарет» — 13 случаев,
алоэ — 12 случаев,
тмин — бальзам из Библоса — 12 раз, а также ладан, мирра, желтая охра, чернильный порошок, ляпис-лазурь, сок акации.

В единичных случаях используются экскременты газели, крокодила, пеликана, младенца, а также желчь рыбы, кровь ящерицы и летучей мыши, глазная жидкость свиньи и т.п.

К разряду не совсем понятных ингредиентов следует отнести не просто материнское молоко, а молоко женщины, родившей мальчика (3.408 и Э.414).

Следует помнить, что перевод некоторых ингредиентов лекарств составляет определенную трудность и по этой причине они даются в кавычках и пишутся более жирным шрифтом.

Особо следует сказать о переводе рецепта Э.392
Б.Булгаков в книге «Древнеегипетская медицина» Харьков, 1926г. пишет с ссылкой на книгу Joachim H. Papyros Ebers, Berlin 1890:
«Один из рецептов лечения глаз поражает своим составом, а именно, там говорится, что нужно 6рать человеческий мозг, разделить на две половины, одну часть смешать с медом и применять как мазь, а другую — высушить, растолочь и затем приготовить помаду для глаз и применять ее по утрам, Этот рецепт (не) сопровождается точным указанием болезни, при которой его нужно применять и является как бы универсальным.

В книге Ebbell B. The Papyrus Ebers, Copenhagen 1937 в рецепте Э.392 вместо человеческого мозга называется желчный пузырь человека.

Вместе с тем известный американский египтолог У. Даусон (W. Dawson) в 1927г. в статье «Три анатомических термина», справедливо полагая, что части человеческого тела ни в одном из древнеегипетских медицинских документах не используется в качестве ингредиента каких-либо лекарств, наглядно показал, что в названном рецепте рекомендуется желчный пузырь свиньи и продемонстрировал, каким образом произошла ошибка при прочтении текста папируса.

В отношении рецептуры приготовления лекарств следует сказать, что, как правило, состав лекарств указывается в количественных долях ингредиентов, что достигалось, по всей видимости, заполнением определенного объема мерной посуды.

В некоторых случаях в рецептах указывается общепринятые в то время меры объема. В Древнем Египте существовали следующие меры объема сыпучих и жидких веществ:
I «хену» — это примерно 4.5 литра,
1 «хекат» — 1/10 «хену» — 0.45 литра,
1 «ро» — 1/320 «хекат» -1/32 «хену» — 0,014 литра. (3)

Заметьте, что 1 «ро» получится, если объем в I «хену» последовательно пять раз разделить пополам: 450 — 225 — 112 — 56 — 28 — 14.

О применении лекарств. Лекарства с твердыми составляющими прикладывали к глазам, иногда на несколько дней, или втирали в веки. При лечении жидкими лекарствами использовалось перо птицы, о чем прямо сказано в рецепте Э.339.

Примечательно, что для избавления от рези в глазах древние офтальмологи, рекомендовали втирание определенных лекарств в район виска (Э.362-364).

Создается впечатление, что древние врачи знали о существовании связи между заболеваниями глаз и ушей. (Э.356) Это отчасти может быть объяснено их представлением о распределении кровеносных сосудов, которые направляются сперва к вискам и ушам, а затем к глазам, а главным образом, наверное, на основании наблюдений: при страданиях глаз постоянно отмечаются сверлящие и мучительные боли в ушах.(8).

Примечателен зафиксированный в папирусе Эдвина Смита (Э.С.19) факт -травма в районе виска может привести к появлению крови в глазу: «у больного налитый кровью глаз с той стороны, где травма «.

При лечении глазных болезней египетские врачеватели привносили элементы магии. В произносимых заклинаниях прослеживается четкая связь с мифологическими представлениями. Египтяне верили, что у бога Ра — два глаза: Солнце и Луна. Периодически мифологический крокодил заглатывает Луну, а иногда и Солнце. Следовательно, заклинания, которые способствовали спасению глаз бога Ра, необходимо произносить, чтобы спасти зрение у пациента.

Связь с мифологическими представлениями древних египтян проявляется и в их вере в возможность некоторых людей нанести вред путем сглаза. Для защиты от «дурного глаза» использовались амулеты, статуэтки, небольшие пластинки с надписями на них магических заклинаний. Среди амулетов наибольшую силу имело изображение глаза бога Хора или Око Уаджет.

Согласно мифу о боге растительности Осирисе, которого коварно убил 6ог пустыни Сет, сын Осириса Хор вступает в борьбу с Сетом, чтобы отомстить за смерть отца. Однако в этой борьбе Хор теряет глаз, который Сет пытался уничтожить. При этом он разрывал глаз пополам, одну половину выбросил, а оставшуюся вновь разрывал пополам и так до 1/64 части, которую Сету удалось бесследно уничтожить. Бог мудрости Тот, собрав выброшенные Сетом части глаза, восстановил глаз Хора без 1/64 части. Этот восстановленный глаз получил название Око Уаджет, означающее дословно «зелень», или «воскресшее», подобно тому, как зеленеет весной возвращающаяся к жизни природа.

С помощью Ока Уаджет Хор смог возвратить Осириса к жизни. Таков миф в поверхностном объяснении. (В своей практической деятельности древние египтяне стали использовать для написания дробей 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64 изображения отдельных частей глаза Хора.)

Роль божественного Ока гораздо более сложна и многогранна. Вероятно, его символика берет начало с древнейших верований, согласно которым Хор царствовал на небе, а Солнце и Луна были его глазами. Но Солнце не могло оставаться всего лишь глазами божества и Хора соединяют с Ра и возникает божество Ра-Хорахте. Луну соединяют с богом Тотом и ей предписывается пребывать на небе ночью. В представлениях египтян фазы Луны — это постоянно повторяющаяся борьба Хора с Сетом. С течением времени Око Уаджет становится символом чуда, воспроизведенного богом Тотом, и общепризнанном талисманом, охраняющим от злых духов и приносящим удачу. Примечательный момент. Египтян не смущал факт существенного различия двух глаз бога Ра. Возможно при тщательном изучении строения глаза они заметили их некоторое различие. Основанием для такого предположения является факт существования врачей, специализирующихся по правому и левому глазам. Гак, в надписи, датированной 2500г.до н.э. упоминается врачеватель двух глаз. Аналогичная надпись сохранилась и от времени правления Птолемеев. Другими словами, данное верование сохранялось на протяжении всей истории Древнего Египта. В этой связи важно отметить, что древнеегипетские врачеватели полагали, что признаком беременности женщины является различие в цвете радужки ее глаз: «если в одном глазу (женщины) радужная оболочка желтого. а в другом черного цвета. то она беременна.. » (13). По мнению специалистов, речь в данном случае может идти об изменении цвета пятна в определенном секторе радужной оболочки.

В последние годы в публикациях, посвященных истории иридодиагностики, сообщается о выдающихся достижениях древних египтян. При этом делаются ссылки на два папируса, якобы, хранящиеся в Ватиканской библиотеке, и на загадочные пластины с изображением радужки фараона Тутанхамона. Автору данного очерка, несмотря на предпринимаемые усилия, не удалось найти каких-либо конкретных описаний этих документальных свидетельств.

Продолжая разговор о магии, отметим, что при оценке влияния магии в древней медицине следует исходить из того, что к этому, одному из наиболее ранних коллективных представлений человечества, не следует относиться крайне негативно. Когда большинство людей покоряется и ждет милости от природы, находятся люди, которые верят в безграничные возможности человека, которые убеждены, что магия способна » заставить» богов и демонов подчиниться их воле. Другими словами, магия сохраняет веру в резервные возможности человеческого организма, и способность человека использовать свои биологические свойства и психическую энергию себе во благо.(14)

Судя по сохранившимся документам, древнеегипетские офтальмологи осуществляли лечение заболеваний органов зрения не только человека, но и животных. В этом плане показательным является сохранившиеся фрагменты Кахунскою ветеринарного папируса, в которых приведены рецепты лечения болезней, приведших к нагноению в глазах собаки и к слепоте 6ыка. На этих фрагментах сохранились такие фразы, как «лечение болезни глаз рыбы» и ‘лечение болезни глаз птицы», которые комментировать очень трудно.

В заключении следует сказать о том влиянии, которое древнеегипетские офтальмологи оказали на медицинские познания других народов. В качестве наглядного примера такого влияния приведем документальные выдержки из различных текстов, относящихся к различным историческим эпохам относительно лечения заболевания, называемого куриной слепотой.

Древнеегипетский текст, папирус Эберса, примерно 1500гло н.э.
Э.351 «Другой рецепт, но относительно куриной слепоты: бычью печень поджарить и смять, давайте против этого. Исключительно превосходное средство!»

Ассиро-вавилонский текст, 700 лет до н.э.
«Куриная слепота. Возьми печень осла и втирай экстракт в щеки и глаза больного и он выздоровеет.”Thompson R, “Assyrian Medical Texts” ,Proc. Roy. Med., 19,70,1926

Греческий текст, автор Орибасис (D’Оribase), 325-403гг.н.э.
«Для лечения никтолопии (куриной слепоты) вскипяти воду с печенью козла и позволь парам достичь глаз больного. Заставь его съесть печень.» Bussemaker & Daremberg «Oeuvres D’Oribase» Paris, 5, 709, 1873.

Арабский текст, автор Ханайн Ибн Ис-Хаг, 809-877iт.
«Следует применять квасцы, каменную соль и сок, выделяемый из печени козла при поджаривании, следует направить на глаза больного. Затем заставь больного съесть печень…»

Коптский текст, автор неизвестен, примерно 900г.
«Печень козла, его желчный пузырь перемешай с медом… втирай в глаза больного кровь козла. Он будет видеть.» Chassinat, E “Un Papyrus Medical Copte”Memor. Fr. Inst., Cairo Vо1.32, 1921

Сирийский текст, автор неизвестен, примерно 1000г.
«Другой рецепт, который следует применять тем людям, которые не видят в сумерках. Возьми печень козла, поджарь ее не до полной готовности, выжми из нее сок и собери всю жидкость в стеклянный сосуд, смажь этим глаза и заставь больного съесть эту печень. Другие варят печень в кастрюле и заставляют пациента держать голову над кастрюлей, при этом его голова покрывается чем-либо со всех сторон.» Budge, E.A.W. “The Syriac Book of Medicine” London, 11,96, 1913.

Требуется специальное разъяснение, почему в вышеприведенный перечень не включены рекомендации Гиппократа по лечению никталопии, изложенные в книге «О зрении». Рекомендации звучат так:
«7. Лекарство против никталопии: 6ольной должен принять средство из сока диких огурцов и очистить се6е ,голову: ему поставить на шею столько кровососных 6анок, сколько возможно, поддерживая вытекание крови долгое время выжиманием; после некоторого времени нужно дать смоченную медам свежую печень 6ыка, сколько возможно больше, один или два раза. «

Прежде всею отметим, что у Гиппократа никталопия означает светобоязнь и слезотечение при дневном зрении. Гак в книге «Предсказания, 2-я книга»-(Prorrheticum 11,33) сказано: «те, кто видят ночью и кого мы называем никталапами, поражаются 6олезнью в раннем возрасте, детском или юношеском… « и далее: «те, у кого бывает продолжительное слезотечение. становятся никталопами. «Вместе с тем у других греческих врачей никгалопия обозначает слепой ночью, куриную слепоту, гемералопию и это смешение продолжалось до ХVIII века.

Далее, чтобы дать наглядное представление о том, как можно различно толковать не совсем ясный текст, читателю предоставляется возможность сравнить последнюю фразу: «ему поставить на шею столько кровососных 6анок. сколько возможно, поддерживая вытекание крови долгое время выжиманием;… (русский перевод сделан по французскому Зихеля, IX, 159) с буквальным переводом того же места, сделанною с немецкого перевода Фукса: «возможно сильнее освежить шею и посадить больного на очень продолжительное время на строгую диету» (1U, 320). Вместе с тем подлинник краток и невразумителен, в нем нет ни кровососной банки, добавленной Зихелем, ни диеты, вставленной Фуксом. (15).

О восприятии опыта древнеегипетских офтальмологов греками можно было 6ы говорить на основании книги «О глазах», составленной греческим врачом Герофилом, проживавшим в египетской Александрии (ок.335 — 280гг.ло п.).). К сожалению, на книга до нас не дошла, а упоминается в сочинениях поздних авторов. Нельзя также исключать, что греческий врач Гемиодор, который по сообщениям многих греческих авторов в III веке до н.э. начал практику хирургических операций на глазах, использовал опыт древнеегипетских офтальмологов. К слову сказать, в сохранившихся медицинских папирусах отсутствуют какие-либо сведения о хирургических операциях на глазах. Вместе с тем, как это известно по изображениям на стенах храмов и по археологическим находкам древнеегипетские хирурги располагали разнообразным инструментарием: скальпели, ножи, щипцы, пинцеты и тому подобное, который, вполне, мог бы быть применен и офтальмохиругами древности.

ПРИЛОЖЕНИЕ СТЕЛА И3 ГРОБНИЦЫ ПРИДВОРНОГО ВРАЧА ИРИ

В 1926 году во время раскопок вблизи пирамиды Хеопса была обнаружена известняковая стела размерами 145х90х10см., извлеченная еще в древности из какой-то пока не найденной гробницы. Судя по иероглифическим надписям, гробница принадлежала придворному врачу Ири (Ири-ен-нахти). умершему в период правления фараона VI династия Анех-ни-Пепи.

Перевод иероглифического текста похоронной стелы придворного врача Ири
(перевод д.и.н. Беловой Г.А.)

1. Царь приносит жертву Осирису, владыке Джеду <чтобы он обеспечил> «Выхождение голоса» для «почтенного» (Г)
2. при боге великом Анех-ни-Пепи по прозвищу Ири-ен-нахти
3. Придворный врач по болезням желудка и кишечника (совр. гастероэнтеролог) и придворный врач-проктолог (Т) Ири.
4. Придворный врач знахарь (3) наставник придворных врачей Ири
5. Хранитель тайн «божественной речи» Ири.
6. Придворный врач — глазник (офтальмолог) Ири.
7. Придворный врач Ири.
8. Придворный врач — фармацевт (?) (5), специалист по болезням органов внутренней секреции (?) © «почтенный» Ири.
9. тысяча хлебов. тысяча хлебов, тысяча сосудов с пивом, тысяча голов скота. тысяча птиц, тысяча птиц, тысяча тканей (и) одежд для придворного врача Ири.

Популярные