Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

«Строители Пирамид» Заметки д-ра З. Хавасса

Одно из самых крупных ложных утверждений — то, что пирамиды были построены рабами. Раскопки поселений и гробниц строителей пирамид на плато Гиза окончательно опровергли эту теорию. С уверенностью можно сказать, что пирамиды были построены простыми египтянами – но не рабами! Рабство не было основой экономики Древнего Египта, особенно в эпоху Древнего Царства. Кроме того, важно исследовать значение слова «раб». Под словом «раб» мы подразумеваем невольника, который является чьей-то собственностью. А в Древнем Египте слово «раб» обозначало работника, нанятого чтобы трудится для другого человека, подобно современному служащему.

Историк Геродот, посетивший Египет в 5 в. до н.э. писал, что сто тысяч рабочих трудились на строительстве пирамиды Хуфу (Хеопса).

Даже численность десять – двадцать тысяч рабочих, занятых на строительстве пирамиды согласно недавним оценкам, является сопоставимой населению крупных городов на Ближнем Востоке третьего тысячелетия до н.э.

Должно быть, в Гиза существовала крупная организационная финансовая система, по крайней мере, в течение 67 лет – период правление Хуфу, Хафра и Менкаура (Микерина). Такая система включала производство продовольствия, керамики, строительных материалов (гипс, камень, деревянные и металлические орудия труда), необходимые сооружения для хранения продовольствия, дров и других запасов, помещений для рабочих, их семейств и жрецов, ответственных за службу при храмах у пирамид, и кладбище для рабочих, умерших при строительстве царского некрополя.

Согласно иероглифическим надписям и рельефам, мы видим, что квалифицированные ремесленники и архитекторы, вероятно, работали на строительстве пирамиды весь год. Крестьяне, ставшие рабочими, трудились посменно, меняясь через несколько месяцев. Во время такого отпуска рабочие жили в поселении на востоке от Гиза. На строительстве пирамид рабочих объединяли в конкурирующие бригады с названиями вроде «друзья Хуфу». Каждая бригада была разделена на группы. Было пять групп, имеющих своё название и девиз. Каждая группа был разделена на десять подгрупп по 20 человек, эти подгруппы обозначалась отдельными иероглифоми, означавшие такие идеи как «жизнь», «выносливость» и «совершенствование».

Проекты строительства пирамиды имели огромную социальную силу, привлекающую граждан тогда ещё молодого египетского царства со всех окрестностей.

Около деревни Назлет-эль-Саман, расположенной у подножия большой пирамиды, мы нашли крупное поселение эпохи Древнего Царства, площадь которого приблизительно составляет три километра.

Мы сделали запись непрерывного уровня саманных строений, которые начинаются примерно 165 футов южнее долины Храма Хуфу и простираются милю на юг. Среди находок — тысячи фрагментов глиняной посуды, горшки, фляги для пива и лотки для просеивания зерна и муки. Большое количество древесного угля дает основание предположить, что здесь раньше росли деревья. Мы обнаружили кости домашних животных: коров, свиней, коз и овец.

Египтяне могли позволить себе разводить рогатый скот для питания рабочих всех рангов — это для 10000-20000 человек. Согласно исследованием египтолога Марка Ленера, для кормления рабочих египтяне ежедневно резали 11 коров и 33 козы. Теперь известно, что люди, занятые на строительстве пирамид, ели мясо каждый день, а не только хлеб и лук, как считалось ранее. Помимо оплаты они также получали зерна пшеницы.

Было два типа поселений, один для рабочих, которые таскали камни, а другой – для ремесленников.

Рабочие низшего звена жили в общих комнатах и питались в общей столовой. На севере от лагеря рабочих – была найдена деревня ремесленников, где они жили вместе с их семействами. Открытие этой деревни дало возможность узнать, что каждый ремесленник, чертежник, мастер или скульптор жил в отдельном доме, в котором была комната для хранения его орудий труда. У них также были кладовые для зерна и других запасов.

Согласно записям, рабочие той эпохи не слишком отличались от современных, они ворчали от необходимости вставать в ранний час и даже притворялись больными.

На строительстве пирамид была возможность карьерного роста. При усердии простой рабочий мог подняться до уровня управляющего или выучиться на мастера.

worktomb1В течение многих лет поселения и захоронения строителей пирамид оставались наименее исследуемыми объектами Египта. Но 20 000 людей — три поколения не могли исчезнуть бесследно.

На западе деревни Назлет-эль-Саман мы нашли захоронения рабочих, строивших пирамиды.

14 апреля 1990 года руководитель службы охраны пирамид Мохаммед Абдель Разек, сообщил, что американская туристка упала с лошади, споткнувшейся о тогда еще неизвестную саманную стену.

Саманная стена оказалось захоронением с длинной подземной погребальной камерой с двумя ложными дверями, через которые мертвые могли общаться с живыми и получать подношения.

Грубые иероглифы, нацарапанные на ложных дверях, идентифицировали владельцев гробницы как Пта-Шепсесу (Ptah-shepsesu) и его супругу. В задней части камеры были три похоронных шахты для умершего, его жены, и, вероятно, их сына. Перед гробницей был квадратный двор, окруженный низкими стенами из известняка. Тем не менее гробница была создана не в стиле мастабы – захоронений знати около пирамид – гробница Пта-Шепсесу и её двор был пошире по сравнению с другими, обнаруженными на этом участке. При строительстве стен помимо глины были использованы куски гранита, базальта и других камней от постройки храмов пирамид. Такое открытие дает основание предположить, что некоторые гробницы могут принадлежать бригадирам или преуспевшим поколениям рабочих, которые использовали камни, оставшиеся от постройки пирамид, храмов, и гробниц, для возведения своих усыпальниц. Небольшие похоронные шахты, прилегающие к гробнице, вероятно, принадлежали рабочим, работающим под его началом.

worktomb3Нижняя часть кладбища содержит приблизительно 600 таких гробниц для рабочих и 30 крупных гробниц, возможно, для их управляющих.  Гробницы имеют разнообразные формы: куполообразной, в форме улья, с остроконечной крышей. Купола, двух — шести футов высотой покрывают прямоугольные ямы, кажущиеся простыми по сравнению со сложной конфигурацией пирамид. В одной небольшой гробнице был маленький пандус, который вёл наверх, обходя вокруг её купола. Хозяин гробницы хотел создать нечто подобное царской пирамиде? Другие гробницы напоминают миниатюрные мастабы с крошечными дворами и каменными ложными дверями с именами умерших.

Мы обнаружили гробницу с двойным куполом. Внешний купол из глиняного кирпича покрывает овальную крышу, построенную по прямоугольной яме гробницы. Каково было значение двойного купола? Египтологи полагают, что насыпи, оставленные внутри гробницы эпохи Первой Династией (приблизительно 2920-2770 до н.э) и выступающий камень в пирамидах олицетворяли первоначальную форму бытия, что гарантировало чудесное возрождение. Та же самая идея, возможно, была в умах тех, кто строили эту гробницу.

worktomb5Мы обнаружили ложные двери и несколько стел. Грубо начертанные иероглифы означают имена покоящихся в гробнице людей: на одной стеле изображен человек по имени Хемену (Khemenu), он сидит за столом с подношениями перед своей женой Хетеп-Репит (Hetep-repyt); другая стела принадлежит Хи, жрице богини Хатор и ее сыну Хуви. Эти женщины — жены строителей пирамид, изображены в образе жриц Хатор, покровительницы любви, музыки, танца.

Маленькие каменные статуэтки в прямоугольной нише мастабы представляют домашнее хозяйство этих рабочих. Одна из статуэток изображает женщину со сложенными на коленях руками, сидящую на низком стуле. Надпись на стуле идентифицирует ее как Хепени-Кавес (Hepeny-kawes). Её волосы до плеч разделены пробором. У женщины большие глаза, что типично для изображений Древнего Царства. Она одета в белое платье, закрывающее всё её тело кроме ног. Вторая статуэтка, сильно поврежденная солью, изображает ее мужа, Каихепа (Kaihep). Третья статуэтка — стоящая на коленях женщина, возможно, служанка с зернотёркой. У неё короткие черные волосы, перевязанные белой лентой вокруг лба. Ее руки и плечи имеют необходимую силу для работы, женщина носит красный браслет на правом запястье. Статуэтки олицетворяют бытовую с