Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

Е. Руденко «Роль женщины в Древнем Египте»

Женщины Египта были более свободны и независимы, чем женщины других стран – не только Древнего Мира, но и Европы: со средневековья до конца XIX века. Однако так называемое «равенство полов» в Древнем Египте отсутствовало — ибо согласно миропорядку, установленному Маат[1], жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами, восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от них внимания и уважения к себе.

Женские образы в изобразительном искусстве
 
Пирующие девушки,
гробница Нахта (18 династия)

В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом от палящего солнца помещении — светлой. Этот жизненный уклад создал правила раскраски изображений: женское тело красилось в желтоватый цвет, мужское – в кирпичный. Считалось, что если кожа жены светла, значит – её муж трудолюбив и заботлив.

Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными (только на изображениях эпохи Древнего Царства представлены женщины крепкого телосложения с округлыми лицами). Это относится не только к портретам знатных утонченных дам, широко известны изображения жриц, танцовщиц, музыкантш, акробаток, кухарок, служанок – женские образы египетской живописи поражают своей грацией и стройностью.

На стенах гробниц рядом с умершим мужем часто изображалась его жена. Предвзятые исследователи ссылаясь на подобные фрески, утверждали, что живую жену похоронили вместе с покойным мужем. Позднее этот миф был опровергнут. Подобные изображения символизируют любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире.
На стенах гробниц иногда изображалась и мать умершего.

В скульптуре, в отличие от живописи, в основном представлены знатные женщины. Женщина в скульптурном портрете обычно изображалась рядом с мужем или в кругу семейства.

Женские образы в литературе

В египетской поэзии женщины предстают в лёгких романтических образах. Египетская любовная лирика рисует множество красивых любовных историй и трогательных признаний в любви.

 
Начальник сокровищницы Майа
с женой Мерит, 18 династия

«Её точеный лоб меня пленил,
Подобно западне из кипариса.
Приманкой были кудри,
И я, как дикий гусь, попал в ловушку»
[2]

В поэзии женщина выступает не только как объект признаний, она сама трогательная смелая влюблённая:

«Твоей любви отвергнуть я не в силах.
Будь верен упоенью своему!
Не отступлюсь от милого, хоть бейте!
Хоть продержите целый день в болоте!
Хоть в Сирию меня плетьми гоните,
Хоть в Нубию — дубьем,
Хоть пальмовыми розгами — в пустыню
Иль тумаками — к устью Нила.
На увещанья ваши не поддамся»

В отличие от поэзии, где доминируют образы романтических возлюбленных, в египетской прозе женщина обычно представлена как жена или мать. В прозаических произведениях воспевались образы заботливой любящей верной жены (например, «История Исиды и Осириса»), а сварливые и неверные жёны жёстко высмеивались и представлялись ярко выраженными отрицательными персонажами, которых ждало наказание за злодейства (например, «Сказка о двух братьях»). Предположительно, подобные образы несли цель воспитать из юных египтянок заботливых жён — показать со стороны: как отвратительна капризная сварливая женщина и как прекрасна любящая верная жена – подобная самой Исиде.

 
Девушки с лотосами

Согласно «Поучениям» в Египте изначально воспитывалось уважение и бережное отношение к своей жене.
«Если ты склонен к добру, заведи себе дом.
Как подобает, его госпожу возлюби.
Чрево ее насыщай, одевай ее тело,
Кожу ее умащай благовонным бальзамом,
Сердце ее услаждай, поколе ты жив!
Она — превосходная пашня для своего господина» 
(Поучения Птахотепа)

Женское образование и карьера

Женщины Древнего Египта могли при желании получить образование. Для царских дочерей это было обязательным. Сохранились дощечки для письма дочерей фараона Эхнатона. А Сен-Мут, фаворит царицы Хатшепсут, был наставником её дочери Нефрура.

Может показаться удивительным, что не только дочери фараонов, но и простые домохозяйки умели читать и писать. О чем свидетельствуют бытовые записи, сделанные женщинами. Естественно, они были женами и дочерьми образованных людей. О распространённой женской грамотности свидетельствуют ироничные надписи Ступенчатой пирамиды, в которых говорится о литературных потугах женщины.

 
Погребальный пир, родители умершего.
Рельеф гробницы Рамосе, 18 династия

Женщина Египта имела возможность реализовать себя не только как хозяйка дома. Она могла быть официальным представителем своего мужа на время его отсутствия и имела право взять на себя ответственность за ведение его дела. Женщины Египта работали не только музыкантами, танцовщицами и плакальщицами, при желании и старании они получали профессиональные положения и должности, например, наблюдателей или управляющих.

Упоминания о женщинах-писцах встречаются во времена Среднего Царства и становятся более распространёнными в эпоху Нового Царства. Женщины-писцы служили при храмах, их нанимали в знатные дома для помощи хозяйке в управлении имуществом.

Женщинам также удавалось получить профессию врача. Первая в истории женщина-врач — Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

 
Умерший (жрец Ниаи) и его жена пьют
священную воду, даруемую богиней
в облике дерева (19 династия)

Женщина могла быть жрицей, что поощрялось обществом, а также занимать храмовые должности по учёту имущества. В жреческой карьере женщины нередко удостаивались высшего жреческого титула Ур-т («возвышенная»). Например, высшая жрица в Иуну — Ур-т Текхент,

Самые распространенные женские административные должности – должность «наблюдателя»: «Наблюдатель ткани» на ткацкой мануфактуре, «Наблюдатель за танцовщицами», «Наблюдатель за прислугой», «Наблюдатель за имуществом». В данном случае женщины выступали в роли организаторов. Иногда египтянки достигали высокого административного статуса при дворе фараона. Например, женщина по имени Небет занимала положение «правой руки» фараона подобно визирю, но также известно, что свои должностные обязанности она выполняла при помощи мужа. При дворе женщины могли получить должности распорядителей и казначеев.

Женщины и закон

Перед законом женщины имели равные права с мужчинами. Египтянки могли унаследовать имущество, покупать и продавать недвижимость. Женщина могла заключать контракты, быть истцом в суде, брать взаймы. Ей позволяли жить как единоличной владелице имущества без мужчин-опекунов. В других странах древнего мира мужчины сильнее доминировали над женщинами.

 
Дама Чепу, фрагмент росписи
гробницы 18-й династии

Доходы, приобретенные в браке совместно, были формально разделены — жена имела право на свою долю от общих семейных доходов. Она могла передавать своё имущество по наследству кому пожелает.

«Я — свободная женщина Египта. Я вырастила восемь детей и обеспечила их всем необходимым для начала их взрослой жизни. Но теперь я постарела и созерцаю, что мои дети не заботятся обо мне больше. Поэтому я передам мою собственность тем, кто позаботились обо мне, и не дам ничто тем, кто пренебрегли мной» (Завещание Наунахт)

Египетский закон защищал жён от жестокого обращения. Если муж, избивая, причинил жене увечье, его ждало наказание. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, а в случае нарушения клятвы он получал сто палочных ударов и лишался права на совместно приобретенное имущество. Этим иногда пользовались корыстные жены, обращаясь к судебным властям, они получали долю имущества, принадлежащую мужу.

Египетские женщины вели довольно свободную жизнь. Они не были феминистками, но имели своё положение в обществе. Египтянка помогла своему мужу в управлении домашним хозяйством, могла работать и учится. Она жила подобно своей матери и бабушке согласно закону Маат, оставаясь слабой женщиной.

 

Список литературных источников

1.     C. Seawright «Women in Ancient Egypt», Tour Egypt

2.     С. Альдред, Египтяне – великие строители пирамид / Пер. с англ. М.К. Якушиной. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. – 190 с.  – (Загадки Древних Цивилизаций).

3.     Р. Кларк, Священные традиции Древнего Египта. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002. – 448 с.: ил.

4.     Кристиан Дерош-Ноблькур «Жизнь на земле фараонов» КУРЬЕР ЮНЕСКО — № 10, Октябрь 1988 г.

5.     Пьер Монтэ, Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. — М.: Наука, — 1989.

6.     И.В. Рак, Египетская мифология. – М: Изд-во Терра, 2004. – 320 с: ил.; 96 ил.

7.     «ДиректМедиа Паблишинг», CD «Искусство Древнего Египта»


[1] Маат — одицетворение гармонии и миропорядка, согласно Ней Бог-Творец положил начало мирозданья. Изображалась в облике прекрасной женщины со струасовым пером в волосах. Она противоположность Исефет — владычице хаоса.

[2] Перевод А. Ахматовой и В. Потаповой

Популярные